Ходжа-Гаукушон (Ходжа-Гаукушан Ансамбль) - один из крупнейших ансамблей центра города Бухары.
Вместе с рядом других построек центральной части города включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Гаукушон — "убивающий быков", в прошлом большая торговая площадь Бухары, на месте которой ранее находилась бойня. В XVI в. на площади были построены большое медресе и соборная мечеть с высоким и широким в поперечнике минаретом Ходжа Калон, который уступал по своей величине только минарету Калян XII в.
Медресе Гаукушон было построено в 1570 году в эпоху правления узбекского хана Абдулла-хана II и имело традиционную дворовую схему. Трапециевидная форма здания объясняется его расположением на развилке улиц
Постройки на площади Гаукушон были сделаны на средства джуйбарского шейха Ходжи Саъда, известного под прозвищем "Ходжа Калон" ("великий ходжа"), что отразилось в названии, мечети и в целом комплекса. Медресе "Ходжа калон" построено в 1570 г. на развилке улиц, чем и объясняется его трапециевидная форма, что, впрочем, не помешало сохранить традиционную дворовую схему. В 1598 г. с севера от медресе была построена соборная мечеть (масджид-и джами), назваемая "Мечеть Ходжа". Строитель соборной мечети Ходжа Калон, похоронен на территории фамильного некрополя джуйбарских шейхов - Чор-Бакр.
Этот ансамбль относится к архитектуре средневековой Бухары, во время правления первых ханов династии Шейбанидов, когда столица была перенесена из Самарканда в Бухару.
Мастера Бухарской школы зодчества XV—XVII в.в. применяли в строительных конструкциях и декоре недорогие и нетрудоемкие, но эффектные и эффективные приемы. Например, перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный ганчевый декор «кырма» и «часпак». В XVII в. в майоликовом декоре использовали красочные, порою монументальные зооморфные изображения с древними домусульманскими сюжетами, где преобладал рисунок летящих к солнцу птиц и птицезмей. Особенно ярко выделяются черты Бухарской школы в постройках медресе, минаретов, сардоб и мемориальных построек — хазира. Бухарская школа, став ведущей в Средней Азии в XV—XVII вв., оказала значительное влияние на архитектуру государств региона.