Хотинмасжид

  • 19 Ноябрь, 2015
  •   2
  • 0
  • 10013

Хотинмасжид древнейшая мечеть Ташкента, расположенная в местности Эски Джува Себзарской части города. Между тем точных письменных сведений о дате постройки и принадлежности инициативы ее сооружения до сих пор не имеется. Нам представляется, что прежде чем перейти к рассмотрению новых данных, необходимо проанализировать ранее выполненные исследования, касающиеся истории мечети. Так, некоторые факты об этом заключены в работах Н.И.Френкеля, М.Е.Массона, В.А.Маньковской, Л.Ю.Булатовой и коллектива исследователей во главе с В.Т.Борискиным .

Ученые А.Урунбаев и О.Буриев на основе сведений, извлеченных из произведения «Тарих-и джадида-и Тошканд» местного автора Мухаммад Салиха ходжи, приводят данные о том, что мечеть Хотинмасжид была от реставрирована неким Уразалибаем в XIX столетии .

Что касается истории самой мечети, особого внимания здесь заслуживает то обстоятельство, что в 1932 г. она, в связи с расширением Тахтапульской улицы, была перемещена на территорию мазара Шейх Хованд Тахура. М.Е.Массон, который исследовал состояние Хотинмасжида в данной местности, отмечал, что здание мечети представляет собой уникальный архитектурный памятник . Согласно описанию Н.И.Френкеля, осуществленному им в 1953 г., площадь мечети занимала 20,0х12,0=240,0 кв м . Хотя еще с 1948 г. данный объект и находился под защитой государства, однако это не помешало использовать здание мечети в различных целях. В частности, долгое время оно служило в качестве чайханы, шахматного клуба и библиотеки. Наконец, в 1967 г. это сооружение было вовсе снесено. Однако внешний вид и некоторые фрагменты мечета на старом и новом месте сохранился на фотографиях того времени. Например, одна фотография сделанный в 1909 г. т.е, расположение в Эски Джуве опубликовано на альбоме «Исторический Ташкент. Фотография ХIХ – ХХ веков» .

Все информация, связанная с мечетью Хотинмасжид, в научно-популярных изданиях в основном состоит из изложенных выше фактов.

Исследователи данной мечети прежде всего обращали свое внимание, заключенное в письменных источниках, на историю Хотинмасжида как одного из уникальных и древнейших памятников города, однако до сегодняшней поры в научной литературе более нет данных, кроме сведений относящихся к 80-м годам XIX в., содержащихся в произведении «Тарих-и джадида-и Тошканд».

Входе проведения научных изысканий из фонда ЦГА РУз нам удалось найти вакфный документ, касающийся мечети Хотинмасжид, составленный в месяце зулькада 1248 / марте-апреле 1833 г., в котором содержатся не только ранние, но и новые сведения об этом здании. В целом объём обнаруженного вакфного документа составляет 62,7х26,8 см, объём текста — 49х20 см, он создан на персидском языке, состоит из 32 строк и написан на кокандской бумаге. Документ представляет собой оригинал и утвержден печатью восьми чиновников ташкентской казиханы в период правления Мухаммад Али-хана (1822-1841 гг.).

Сведения, извлеченные из этого документа, полностью меняют существующее мнение об истории мечети, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные.

Так, название мечети обусловило предположение, что в древности она была построена женщиной. По сведению Мухаммад Салих ходжи, данная мечеть, выделяющаяся мозаичностью своего орнамента, называется «Хотинмасджид», потому, что она была построена в древнейшие времена некоей пожилой женщиной. Извлечение от сочинения :

В целом ее внешнее и внутреннее убранство, орнамент, узор здания и другие факторы свидетельствуют о принадлежности заказчика к сословной знати. Но, между тем, определить дату постройки мечети весьма сложно. Несмотря на это, ученые в процессе своих исследований, не указывая на источник, пришли к выводу о том, что мечеть была сооружено в 1754 г .

В найденном вакфном документе об этом приводятся, что мечеть, расположенная в махалле Хотинмасжид, была построена вакфодателем Султанбаем, сыном Абдусамибая.
Извлечение от документа :

Из этого текста явствует, что поначалу была сооружена сама мечеть и лишь затем ей было выделено вакфное имущество. Следовательно, она была построена прежде, чем был составлен этот документ, т.е. ранее 1833 г. Это, в свою очередь, позволяет пересмотреть научные данные об основателе возведения мечети Хотинмасжид. Но, как утверждает Мухаммад Салих ходжа, после ее реставрации Уразалибаем мечеть стала носить его имя .
Хотя Мухаммад Салих ходжа и не имел сведений о постройке Султанбая, но, тем не менее, подробно описал, что мечеть была отреставрирована Уразалибаем в период правления кокандского хана Малла-хана (1858-1862 гг.). Однако это потребовало более точных доказательств. Так, наряду с вакфным документом, было найдено и официальное заявление мутавалли мечети 1898-1915 гг. Муллы Нармухаммадбай , сына Уразалибая, написанное им в 1915 г. и адресованное в Главное управление города Ташкент, и этот документ утверждает сведение Мухаммад Салих ходжи. Между тем в заявление отмечается, что мечеть была не отреставрирована Уразалибаем, а построена им на собственные средства 56 лет тому назад, т.е. в 1859 г .

Кроме того, в 1907 г. Нармухаммадбай тоже перестроил ее, сделавъ, вместо земляной крыши, железную на новыхъ стропилахъ и балкахъ, окрасив стены и потолки масляными красками, на что им израсходовано около 15000 рублей. В 1914 году вновь перекрасил крышу мечета, истратив 200 рублей из своего личного счета .

Следует учесть и то обстоятельство, что название мечети менялось неоднократно, в зависимости от проведенных в ней в разные периоды реставрационных работ. Наряду с этим, название Хотинмасжид сохранялось параллельно и с другими ее наименованиями. Так, в вакфном документе указывается просто так «Хотинмасджид махалла масжиди» т.е. как махаллинский мечеть. В статистическом реестре, составленном в 1868 г., она зафиксирована как «мечеть Уразалибая в Эски Джуве», а в другом реестре от 1884 г. – в вкратце указывается «Хотинмасжид».

Такое разнообразие в названии одной и той же мечети, возможно свидетельствует о том, что речь здесь идет совсем о других объектах, вовсе не имеющих отношения друг к другу. В этой связи мы и попытались внести определенную ясность по данному вопросу.

Так, в вакфным документе указывается вакфное имущество, пожертвованное самим Султанбаем. Это, например, клеверное поле и одна посевная площадь вдоль арыка Навза за воротами Камелан, земельные наделы вдоль арыка Янгиарык за воротами Карасарай и вдоль арыка Надржон кулоги за воротами Куйчимазара в Чагатае, а также земельный участок в местности Жанггох, что в махалле Хотинмасжид. Перечень вакфных земель приводится на староузбекском языке вне основного текста в качества комментария. В нём, в частности, указывается, что клеверное поле Навза состояло из 1 танаба, вторая посевная площадь имела 5,5 танабов, земля вдоль Янгиарыка — 5,75 танабов, земельный участок вдоль арыка Надржон кулоги был примерно равен 1,25 танабам, а площадь в местности Жанггох, что в махалле Хотинмасжид, состояла из 1 танаба земли .

На основе приведенных ниже данных можно произвести сопоставительный анализ пяти вакфных владений, зафиксированных в вакфном документе и архивных документах, датированных 1868 и 1884 гг.

В архивных документах от 1884 г. в качестве вакфодателя мечети указываются «потомки Султанбая» и этот факт также подтверждает то обстоятельство, что речь здесь идет об одной и той же мечети.

Исходя из вышеизложенного, можно придти к следующим выводам:

– Мечеть была сооружена по инициативе пожилой женщины и, исходя из этого, можно сказать что, она была названа Хотинмасжид (на основе сведений Мухаммад Салиха ходжи). Хотя архитекторы и пологают, что данная мечеть была построена в 1754 г., однако эта дата в письменных источниках не получила своего подтверждения. Несмотря на это, можно предположить, что мечеть получила одноименное название махалли (по аналогии, например Баландмасжид, Хиштмасжид, Сирликмасжид и др.). Мы полагаем, что дальнейшее изучение новых источников, связанных с этимологией Хотинмасжид (в месте Хотункуприк, Хотункат), может внести ясность в этот вопросу;

– На основе вновь обнаруженного нами вакфного документа можно сделать вывод о том, что мечеть в махалле Хотинмасжид была построена вакфодателем Султанбаем, сыном Абдусамибая. Если учесть, что наряду со строительством новых мечетей в городе также реставрировались и перестраивались старые, то можно заключить, что мечеть Хотинмасжид была перестроена Султанбаем;

– Эта мечеть была отреставрирована или перестроена Уразалибаем в 1859 г. в своем месте т.е, в Эски Джува, Себзарской части города. В 1932 г. данное здание было перенесено на территорию мазара Шайх Хованд Тахура. Сохранивших фотографий подтверждает, что перенесенный мечеть почти не изменил свой внешний вид в новом месте;

– Становится очевидным, что мечеть Хотинмасжид, речь о которой одновременно идет в вакфном документе, сочинении Мухаммада Салиха ходжи и архивных документах – один и тот же объект. На справедливость данного предположения указывают вакфные документы, различные сведения заключенные по расположению этой мечети, вакфное имущество того периода, а также ее история.


Источник: http://shosh.uz/eski-shahardagi-eski-choyhona/#comment-385