Мавзолей Калдыргач-бия(узб.Qaldirg'ochbiy maqbarasi) - расположен в городеТашкенте, здание имеет пирамидальный купол, что является необычным для Узбекистана. Мавзолей был построен в первой половинеXV-го столетия. Двор и художественное оформление мавзолея не сохранились.
Казахи, проживающие на юге Казахстана, в Семиречьеи в Ташкентской области, более всего почитают ташкентский мавзолей Калдыргач-бия, находящийся на территории бывшего Шейхантаурского кладбища. Согласно одной из легенд постройка названа в честь казахского бия по имениТоле-бийиз родаДулат, правителяСтаршей Орды(первая половинаXVIII в.), которого в народе прозвали «Калдыр-гач» («Ласточка»).
По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступленийджунгаров(калмыков), одинТолене стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабльНоятонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрыйТоле. «Да это поистине святой», — сказал военачальниккалмыкови не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (каз. Қарлығаш-би) (Калдыргач-бий)
Согласно словам одного из первых исследователей этого исторического и архитектурного памятника Г.А.Пугаченковой наружный шатровый купол пирамидальной формы на высоком 12-гранном барабане характерен для строений степных кочевников. По мнению учёного: «… они словно имитируют родные краяТоле-бия, горные пикиТянь-ШаняиАлатау. … Происхождение формы шатровых мавзолеев связано со стародавними погребальными обычаями народов, населявших северные районы Средней Азии, чем объясняется и удивительная стойкость в них этой формы, применявшейся еще в недавнее время в надмогильных сооружениях киргизов и казахов»
В началеXIX в. в народе ходили слухи, будто некий похороненный в мавзолее Калдыргач-бия покойник не был по-настоящему правоверным мусульманином и погребен с некоторыми отступлениями от принятого ритуала. Для проверки слухов один из кокандских правителей города однажды ночью с помощью сторожа шейхантаурского медресе Ишанкула-датха произвел в мавзолее вскрытие одной из сагана при мерцающих свечах, держать которые поручили мальчику 12 лет. В сагане тогда обнаружили запрятанный под подушку кинжал, украшенный самоцветами, что действительно несовместимо со строгими требованиями ислама. Однако находку оставили на месте, а сторожу правитель строжайше запретил говорить о содеянном. Потом сторож куда-то исчез. Много лет спустя при ремонтных работах внутри мавзолея участвовавший при вскрытии сагана мальчик, достигший уже почтенного возраста, попытался достать припрятанный кинжал, но там его не оказалось. Об этом он перед смертью, будучи глубоким стариком, рассказал своему сыну.