Бой-Булок пещера

•   0
  • 0
  • 10410

Бой-Булок - одна из глубочайших пещер бывшего Советского Союза. Расположена в Узбекистане, недалеко от границы с Таджикистаном, на хребте Байсунтау. Не слишком далеко находится также пещера Фестивальная. Разрабатывается район свердловскими спелеологами. Перепад в пещере Бой-Булок около 1415 м, длина 14270 м. Пещера очень своеобразна, т.к. в ней имеется лишь два колодца 27 и 20 м и несколько уступов. Остальную часть составляет меандр, до половины глубины чрезвычайно узкий и противный. Наклонена по падению пластов, осложнена мелкими колодцами (глубиной не более 20 м). Заканчивается сифоном. Достаточно сказать, что после выхода практически все комбинезоны можно было смело выбрасывать, что мы и сделали.

Фото: www.speleo.ural.ru

Пещера начинается небольшим отверстием под скальной полкой, из которого вытекает ручей. Далее идет узкий ход около полутора километров длиной, с подъемом на 70 метров. Идти с транспортами очень неудобно, налегке же проходится меньше, чем за час. Ход промаркирован. Ход приводит к разлому, в который капает вода. Надо спуститься в распоре или лазаньем метров на 5, далее горизонтальный ход приводит к развилке. Левый ход уходит вверх, постепенно сужаясь, а правый приводит к колодцу Мустафы (27 м). Если выплескать лужу над колодцем, то можно спуститься посуху, иначе небольшой капеж. За колодцем снова довольно узкий меандр (хотя и шире верхнего), идущий вниз. По правую сторону поворот в боковую галерею, тоже промаркированный. Меандр приводит ко второму колодцу 20 м. На колодце небольшой капеж. Больше колодцев по основному ходу в пещере нет, поэтому снаряжение для подъема можно оставить здесь. За колодцем ход еще немного расширяется и идет вниз без развилок. На глубине 300 м за наростами с потолка, похожими на рога, короткий ход вправо приводит к первому месту для базы. База для трех человек, плохая, так как посредине течет ручеек.

Все время со стен торчат очень острые натечки, о которые быстро рвутся комбинезоны и транспортники. Ход идет дальше, то сужаясь, то расширяясь. На глубине 600 м находится полусифон. Зазор воздуха около 15 см, течения практически нет. Проплывали, держась за веревочку, натянутую вдоль потолка. За полусифоном узкий калибр метров 50, который необходимо проползать. Дальше слева впадает широкий и высокий ход, где мы ставили базу. Здесь тоже по дну струится вода. Далее по основному ходу уступ 9 м, за которым слева впадает приток с расходом раз в 5 больше основного ручья. После этого ход резко расширяется и представляет собой серию ванн, перемежающихся уступами. На один из них нужна веревка 6 м для спуска, вверх все выходится свободно. Уже недалеко от дна ручей уходит в щель, а идти надо по старому руслу, которое потом снова выходит на ручей. Пещера заканчивается серией сифонов, которые слишком узки для прохождения. Глубина около 1100 м.

Пещера была признана глубочайшей пещерой Средней Азии. Одно время даже считалась шестой в мире по глубине.