Мечеть Джума (узб. Juma masjid/Жума масжид) — пятничная мечеть в хивинской крепости Ичан-Кала. Согласно данным арабского географа Мукаддасия, мечеть Джума датируется X веком. По данным историка Муниса в конце XVIII века мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом Абдурахманом Мехтар. Джума уникальна по строению - она не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора. К мечети есть доступ с трех сторон.
Потолок большого зала опирается на 213 деревянных колонн. Наиболее старые из этих колонн возможно были взяты из средневековой столицы Хорезма — города Кята. Четыре колонны с нанесёнными надписями почерком насхи однотипны колоннам мечети Багбанлы. Двадцать одна колонна относится к X—XII вв. и имеет арабские надписи с почерком куфи. Колонны с цветочно-растительным узором хивинского типа относятся к XVIII—XIX вв. В потолке есть небольшие отверстия для света и вентиляции. Южная стена имеет сталактитовые ниши, а справа есть мраморная табличка с указанием прибылей и поместий. Впереди северо-западного угла мечети расположено медресе Кази Калян, где раньше обучались различным наукам. Особый интерес вызывают двери и колонны, с резьбой ручной работы, которые были сделаны в 1316, 1517, 1788 и 1789 годах.
Хивинская соборная Джума-мечеть представляет собой невысокую одноэтажную постройку. Перед ней высится минарет. Строение ее 46 на 55 метров представляется скромнее размеров соборных мечетей Бухары и Ташкента, но в компактном построении она вобрала в себя много места. Вся ее площадь перекрыта потолком их деревянных балок, у мечети нет двора, входного портала и купольных залов. Эти балки поддерживаются 212 колоннами, отстоящими друг от друга на 3, 15 метра. Сквозь плоскую кровлю проделаны несколько люков для освещения внутри зала. Но зал остается как бы в сумерках и из-за множества колонн не видно стен. Отсюда и пространство мечети становится больше и неосязаемым.
Вся красота мечети заключается в этих самых великолепных колоннах, стоящих в строгой геометрической пропорции и изрезанных великими мастерами в хивинской традиции резьбы по дереву 10 – 14 веков. При этом колонны 14 века выделяются пышным орнаментом и появлением надписей в стиле несхи, перевитых кольцевым плетением. Есть и колонны 10 века, для которых характерны щитовидные лопасти «кузаги», а стволы огранены в верхней части и перехвачены в середине куфической надписью и глубокой без фона резьбой. Имеются и несколько колонн с резьбой в подражание древним стилям.