Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры)

  • 22 Апрель, 2015
  •   0
  • 0
  • 11974

В Намангане по соседству с оживленным городским рынком скромно приютился небольшой, но очень интересный памятник архитектуры - мавзолей Хаджи Амина, известный под названием Ходжамны Кабры. Мавзолей был построен во второй половине XVIII века, когда Намангам превратился в один из крупных городов Ферганской долины. Глядя на памятник, невольно проникаешься уважением к вечно живому искусству народных мастеров, сумевших в условиях феодальной реакции, политической раздробленности и анархии сохранить высокие художественные традиции, уходящие корнями в глубокую древность.

 

Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в Намангане

Для украшения здания мавзолея применена резная терракота, вытесненная в начале XIV века из арсенала среднеазиатских зодчих многоцветной поливной облицовкой.

Памятники XIV-XV веков в Самарканде, XVI-XVII веков - в Бухаре сверкают великолепными мозаиками из разноцветных изразцов, но резной терракоты на них нет. И вдруг, совершенно неожиданно, во второй половине XVIII века в наманганском мавзолее воскресает резная терракота, причем сработанная умелыми и уверенными руками.

Имя мастера, построившего памятник, написано рельефными буквами над входом в мавзолей: "Произведение усто Мухаммада Ибрагима сына Абдураима". Усто - по-таджикски означает мастер.

Мавзолей Хаджи Амина - резной декор стены

Главный фасад здания решен в традиционной форме портала со стрельчатой аркой и фланкирующими колоннами по углам. Портальная арка обрамлена П-образными поясами с чередованием узких и широких лент, заполненных растительными и геометрическими орнаментами. Широкие пояса украшены плитками резной терракоты, узкие - выполнены в технике двухслойной резьбы по алебастру.

Известно, что нижний слой был раньше окрашен в красный цвет и служил фоном для ярко-белой резьбы. В настоящее время оба слоя выглядят одноцветными и почти не отличаются по тону от плиток резной терракоты.

В облицовках портала использованы также цветные глазурованные изразцы. Архивольт арки, выведенный из чередующихся ярко-зеленых и оранжевых кирпичей, четко выделяется на фоне сложной орнаментации всего фасада. В тимпане арки на сетке мелких геометрических плетений выделяются пятилепестковые розетки с крупными цветками. Пяты арки покоятся на колонках, облицованных зелеными изразцами. Примечательны оранжево-красные конические капители, украшенные рельефом в виде трех петелек. Нижние части угловых гульдаста покрыты глазурью оранжевых и зеленых тонов. Этим незатейливым и скупым пятнышкам обязан фасад своей подкупающей свежестью.

В противовес насыщенному декором главному фасаду здания, боковые и задняя стены его лишены какого-либо убранства и сохранили фактуру кирпичной кладки.

Обращает на себя внимание необычная форма подкупольного барабана в виде двенадцатиконечной звезды, исполненной, впрочем, с большими искажениями. Подобная форма барабана встречается у памятников, увенчанных рубчатыми куполами. По видимому, и над мавзолеем Хаджи Амина предполагалось возвести такой же купол. Но этот замысел остался неосуществленным.

Мавзолей Хаджи Амина - внутренний декор

Не менее своеобразным и любопытным, чем главный фасад мавзолея, является его интерьер. Как бы очерчивая основание стен, над панелью проходит эпиграфический пояс с буквами и растительными узорами. Второй такой же пояс венчает верхнюю границу стен, над которой размещаются ярус арочных тромпов и вытянутый кверху купол.

Внутренние стены усыпальницы покрыты сплошным ковром резной декорации с цветными фоном. В центральной части их - широкая полоса, расчлененнная кружевными бордюрами на отдельные панно в форме стрельчатых арочек (равок), в которых с бесконечным разнообразием варьируется одна и та же тема - причудливое переплетение веток,листьев и цветов. Купол разделен орнаментальными ребрами на восемь сферических треугольников, украшенных стилизованным изображением вазона с веткой граната и круглыми медальонами.

Но основной акцент в декоративном решении интерьера сосредоточен на коранической надписи, кольцом обегающей стены усыпальницы. Эффект достигнут здесь преувеличенным масштабом и высоким рельефом букв. Для того, чтобы картина убранства помещения была полной, нужно иметь в виду, что панель первоначально также украшалась резьбой по алебастру.

Мавзолей Хаджи Амина - главный фасад

Исполненный вкуса и мастерства декор интерьера мавзолея Хаджи Амина выполнен виртуозно, сбольшим пониманием целей и средств художественного воздействия. В детализации, как и в общей композиции, сказываются художественная интуиция, чувство ритма и пропорции. При этом целое и части связаны единством стиля. И хотя сюжеты резьбы и росписи выражаются в растительных и геометрических формах, культура орнамента поражает богатством и разнообразием. Вкус художника и мастерство исполнения создали образец утонченного изящества.

Мавзолей Хаджи Амина - прекрасный образец лучших традиций архитектурной школы Ферганской долины. Мухаммад Ибрагим умело развил стилистические приемы архитектуры прошлых столетий и создал незаурядный памятник, намного превзошедший уровень зодчества своего века.

Иллюстрации пересняты из брошюры.

Изд. "Узбекистан", Ташкент - 1968г.


Источник: Игорь Евгениевич Плетнев. "Ходжамны Кабры".