Мавзолей Ходжа Абду-Дарун

  • 17 Апрель, 2015
  •   0
  • 0
  • 14430

Культово-мемориальный ансамбль. Сформировался на кладбище у могилы арабского законоведа IX века Абд-ал Мазеддина.

Его мавзолей с шатровым куполом в своей основе, возможно, относится к XII веку. Впереди него в первой половине XV века была возведена зиаратхана (или ханака), обращенная во двор со старинным хаузом. Это здание портально-купольной композиции; на его портале и барабане наружного купола (скуфья не сохранилась) — гирихи и надписи, выложенные из глазурованных кирпичей.

С двух сторон двора, вероятно на древних фундаментах, расположены постройки 1908-1909 годов. Мавзолей окружают фамильные дахмы XV века, облицованные тесаными и глазурованными кирпичами. На прилежащем кладбище находятся мраморные намогильники XV-XVII веков с эпиграфической и стилизованно-растительной резьбой.

Основу комплекса составляет квадратный двор (25 х 25 м.) с большим восьмигранным хаузом посередине: южную сторону занимает собственно мавзолей Абди Дарун, с запада – квартальная мечеть, с севера – худжры небольшого медресе. Здание маволея несколько раз переделывалось. Ныне в сохранившейся части это небольшое кубическое здание с граненым барабаном и коническим куполом.

Перед мавзолеем в ХV в. построено портальное здание – ханака, которая увенчана цилиндрическим барабаном и сферическим куполом. Богато применены в облицовке глазурованные кирпичики и кашинная мозаика. Постройку этой ханаки по конструкции и декорам относят ко времени Улугбека. С двух сторон ханаки имеются поздние постройки.

Мечеть Абди Дарун состоит из квадратного помещения с единственной колонной внутри , а снаружи имеет красивый айван, открывающийся на север и на восток. Художественная полихромная роспись в декоре айвана занимает главенствующее место. Среди орнаментальных кружев поздней росписи и резьбы с датой 1908 г.

Сохранились имена народных мастеров уста Абдузахида, Абдугани, Сабира, Сиддика и Хасанхана. Комплекс Абди Дарун в целом представляет яркий пример создания замкнутого пространства в живописном сочетании отдельных объектов и неразрывной связи с хаузом и зеленью. Уют, компактность и соразмерность частей и целого происходят из стремления достичь во всем практической целесообразности. Все предельно просто, нигде народного мастера не покидает чувство меры.

Та территория Самарканда, где находится ансамбль Абди-Дарун, в X веке представляла собой часть так называемого «внешнего города». («Внутренний город», шахристан располагался на территории городища Афрасиаб.). Здесь, среди садов и виноградников, были усадьбы феодалов. «Внешний город» окружала стена. Позднее, в XIV веке, на ее месте возвели новую стену Самарканда.

Район расположения Абди-Даруна стал очень оживленной частью города в XIV веке, т.к. здесь проходили две дороги: одна — вверх по долине Зеравшана, другая — на юг, в сторону Кеша (нынешнего Шахрисабза) и далее через Термез в Кабул и Индию.

В XV веке у древнего кладбища, неподалеку от Абди-Даруна, был сооружен один из лучших архитектурных памятников Самарканда — мавзолей Ишратхана.

Ансамбль, как и мавзолей, назван именем похороненного здесь казия (судьи) Ходжа Абди, или Абд-ал Мазеддина, жившего в Самарканде в IX веке. Дополнение к имени — «Дарун» означает «внутренний» и указывает, что его могила находится внутри городской стены Самарканда. Построенный в XII веке, он был отреставрирован в XV веке. Реставрация настолько изменила мавзолей, что совершенно неизвестно, как он выглядел в древности. Мавзолей представляет собой небольшое квадратное сооружение с пирамидальным куполом на восьмигранном барабане. Интерьер мавзолея более чем скромен, здесь нет росписей золотом, керамики. Стены, паруса, купол мавзолея оштукатурены белым алебастром. Почти вся его площадь занята большим надгробием.

В XV веке рядом с мавзолеем появляется однокомнатная зиаратхана (помещение для совершения обряда поклонения — зиарата). По мнению части исследователей, это — ханака.

В XIX веке здесь появилась мечеть с зимним молитвенным залом, айваном и небольшим минаретом. Зимнее помещение мечети, в отличие от айвана, не представляет интереса. Айван украшают стройные, деревянные колонны с наборными сталактитовыми венцами капителей. Яркие, очень красочные плафоны между балками перекрытий.

С северной стороны дворика — небольшое медресе, построенное в 1905 году. Ансамбль Абди-Дарун дает пример живописной композиции, где внутреннее пространство дворика служит тем организующим элементом, которому подчинены здания, зелень, хауз.


Источник: http://turizm.kasaba.uz/uz/sights_of_uzbekistan/sights_of_samarkand/114