Шаштепа (городище )

  • 11 Май, 2015
  •   0
  • 0
  • 12875

Шаштепа — городище, расположенное в южной части Ташкента, на протоке (канале) Джун, недалеко от улицы Чаштепинской

Наиболее ранние находки здесь по данным археологов датируются III веком до н. э.

В настоящее время считается наиболее ранним поселением на территории современного Ташкента, от даты существования которого и решено отсчитывать возраст современного Ташкента.

План городища Шаштепа

Изученная площадь городища около 25 гектаров. В настоящее время на Шаштепа сохранилась только возвышенная часть — цитадель двенадцати метров в высоту. Остальная часть городища в настоящее время занята современной застройкой.

Первые поселения на территории Чача относятся к так называемой бургулюкской культуре. Первые поселения этой культуры возникли здесь в IX—VII веках до нашей эры — в эпоху бронзы — вдоль среднего течения реки Ахангаран. К одному из таких поселений и относится городище Шаштепа. Бургулюкцы жили в полуземляночных поселениях и не знали архитектуры. Внутри их овальных землянок размерами три на два метра под крышами из ветвей деревьев были очаги, сооруженные из кирпичей, жаровни. В них обнаружены серпы — местные жители выращивали зерновые культуры — ячмень, пшеницу, имели круглодонную керамическую посуду — миски, котлы, делали ткани из луба, шерсти, кенафа, хлопка еще не знали. Их культура уникальна и легко узнаваема. В VII—VI веках до нашей эры по неизвестным причинам поселения пустеют.

В III веке до нашей эры на этой территории появились кочевники, но из следов их пребывания здесь сохранились только некрополи. Их могилы были врезаны прямо в заброшенные землянки бургулюкцев. Это были прямоугольные ямы до двух метров длиной, где на подстилках из камыша лежали покойники. По найденным артефактам было установлено, что оставившие их племена пришли сюда из районов Приуралья и Поволжья, где обитали сарматы.

В храме Шаштепа отражено также представление людей о жизненном цикле (рождение, кульминация, уход, потом снова рождение…). Этому доказательство – ориентировка проемов Шаштепы на восход, кульминацию, закат Солнца в день весеннего равноденствия. Так, праздник Навруз (день весеннего равноденствия) являлся также праздником предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки возвращаются на землю. Интересна и окраска интерьеров храма – красная охра. Этот цвет в древности – цвет символизирующий возрождение. Эти факты позволили полагать, что строение Шаштепа непосредственно связано с культом предков.

Таким образом, есть пример того, как праздники в честь духов предков сливались с древним аграрным праздником умирающей и воскресающей природы, прославлявшим в Средней Азии Сиявуша, так же как в Древнем Египте - Озириса и в Месопотамии - Таммуза.

На основании всех полученных данных памятник Шаштепа, в данной работе, определено как Храм – обсерватория, отражающий космологические принципы мироустройства, где основным культом был культ предков, в противовес мнению других исследователей о том, что Шаштепа – храм огне-солнцепоклонников.

Планировочная структура Шаштепы говорит о поклонении единому Творцу и почитание его эманаций. Версия, о языческом поклонении Солнцу или Огню не подтвердилась. Как мы видим, роль Солнца включена здесь в общие мировоззренческие представления древних людей, и непосредственно связана с культом предков.

Что же касается храма ташкентского Афрасиаба, то он является последователем традиций храма Шаштепы, отмечающий дальнейшие трансформационные процессы развития храмовой архитектуры древнего Чача.


Источник: Wikipedia