Известно, что Самарканд был первым местом на Среднем Востоке, где производилась бумага, сделанная вручную с помощью водяной мельницы. Позже, благодаря арабам и культуре исламского мира, технология ее изготовления распространилась на Запад - от Ближнего Востока (XI в.) до Испании (XII в.), а затем и по всей Европе.
Представьте себе: вы открыли любимый роман или сказку, и... тонкий аромат чайной розы начинает кружить вам голову. И аромат этот источает не что иное, как бумага с вкрапленными в нее лепестками роз. Разве не приятно?
Среди уникальных ремесел, принесших Самарканду мировую известность на торговых дорогах Великого шелкового пути, пересекавших Евразию, важное место принадлежит производству бумаги. Это показатель не только мастерства ремесленников, но и отражение особой роли древнего города в развитии науки и культуры средневекового Востока.
Как отмечал известный востоковед Адам Мец, производство самаркандской бумаги произвело в III-IV вв. хиджры (IX-X вв.н.э.) настоящий переворот на Востоке, освободив эту отрасль ремесла, продукция которой пользовалась большим спросом, от монополии одной страны - Египта, производившей дорогой папирус. Средневековый автор ас-Са'либи сообщал, что производимая в Китае и Самарканде бумага вытеснила из употребления египетский папирус и пергамент, на котором писали предки. Последующее открытие самаркандцами более дешевого тряпичного сырья, освободившего зависимость отрасли от бамбукового тростника и тутового шелкопряда, выдвинуло самаркандскую бумагу на первое место по качеству и дешевизне на средневековом Востоке.
О возрождении производства знаменитой самаркандской бумаги рассказывает Зариф Мухтаров, председатель Самаркандской ассоциации ремесленников, Центр развития ремесел:
- На этом профессиональном поприще у нас уже сформировалась семейная династия. Так, мои брат Ислом и сын Санджар, а также племянник Мехроч тоже увлеклись производством этой традиционной бумаги. Технология изготовления ее достаточно трудоемкая, поэтому мы пока единственные, кто практически занимается возрождением изготовления самаркандской бумаги по рецептам средневековых письменных источников и на основании ознакомления с зарубежным опытом и теоретическими исследованиями. Пока мы ее изготавливаем в приспособленной для этих целей мастерской на специально, созданном для этих целей оборудовании. Секреты старых мастеров считались на протяжении последних почти двух столетий утраченными, и теперь мы с гордостью можем сказать, что при поддержке мирового сообщества, ряда международных организаций и посольств нам удается возродить эту легенду как часть мирового культурного наследия.
Известно, что Самарканд был первым местом на Среднем Востоке, где производилась бумага, сделанная вручную с помощью водяной мельницы. Позже, благодаря арабам и культуре исламского мира, технология ее изготовления распространилась на Запад - от Ближнего Востока (XI в.) до Испании (XII в.), а затем и по всей Европе.
Однако в конце XVIII века производство самаркандской бумаги постепенно стало угасать. Поскольку со временем она приобретала кремовый оттенок, то люди стали отдавать предпочтение белой и более дешевой фабричной бумаге, завозимой из России, хотя новейшие исследования ученых подтверждают, что белый цвет бумаги оказывает вредное влияние на зрение.
23 июня 1998 года можно считать днем возрождения самаркандской бумаги, изготовляемой вручную, кустарным способом. Тогда мы смогли изготовить на хлопчатобумажной основе 17 листов. В процесс возрождения знаменитой бумаги значительный вклад внес Фонд помощи ремесленникам при "Каунтерпарт консорциум", выделивший грант ассоциации ремесленников "Мерос". Большую поддержку оказали также владелица фабрик по изготовлению бумаги американка Александра Сатерио (подарившая также ремесленникам пресс), сотрудник Ташкентского института востоковедения Шомахмуд Махмуджанов, Французский институт исследований Центральной Азии Посольства Франции в Узбекистане, организовавший в 2002 году Международную конференцию и частично спонсировавший экспериментальное производство самаркандской бумаги.
В партнерстве с французским ученым Жан Луи Кретьеном намечается совместная реализация проекта, в рамках которого мы должны отправиться на стажировку во Францию. Там тоже есть действующая мастерская и исследовательский центр по изучению истории производства европейской и самаркандской бумаги.
Я и Ислом уже, кстати, побывали в Индии в рамках программы обмена опытом, в Джайпуре. Там есть семья Салим - владельцев нескольких фабрик "Салимс Пейпер", занимающихся производством бумаги. Они используют рецепты и технологии изготовления самаркандской бумаги, попавшей по Шелковому пути более тысячелетия назад в Индостан. Сейчас этот процесс у них значительно механизирован. Одним словом, мы стараемся использовать опыт разных народов для того, чтобы в полной мере возродить старые, некогда знаменитые на весь мир традиции в изготовлении бумаги.
- Какие материалы, методы и технологии используются при изготовлении самаркандской бумаги?
- Бумага изготовляется из тутовой коры, хлопка, а также отходов хлопкового и шелкового производства, волокна шелкопряда, корня молодого тутовника и других ингредиентов. Для особой пикантности в "бумажное молочко" добавляются кукурузные рыльца, шерстяные и шелковые нитки, цветочные лепестки. К тому же это не только безотходное производство, оно экологически чистое. Весь процесс производства одного листа от начальной стадии - сырья до готовой продукции занимает около часа.
При производстве сначала измельчается до кашицеобразного состояния кора деревьев или другое сырье и вымачивается в воде. Затем добавляется клеющий раствор, приготавляемый из природного клея, который собирается на коре деревьев - урюка, черешни, вишни. Приготовленная таким образом перемешанная масса выливается в ванны, из которых с помощью сетки (типа циновки, изготовленной из камыша или конских волос) извлекаются осевшие на них слои сырья - будущей бумаги. Можно варьировать ее толщину в зависимости от объема той массы, которую зачерпывает мастер. После этого листы бумаги выдерживаются под прессом, потом сушатся и крахмалятся. Следующий этап - вальцовка-глянцевание (для получения гладкой, блестящей поверхности) производится ручным способом. Бумага заглаживается с помощью лощила, изготовленного из полудрагоценного камня - агата. Используется и другое сырье, добавляются хна, розовые лепестки и розовая вода, шелковые разноцветные нити. Все это создает не только уникальное сочетание приятного цвета и запаха, но еще и большую презентабельность продукции.
- Каково назначение бумаги и ее применение? Связано ли оно с повседневной жизнью?
- Изготавляемую таким кустарным способом самаркандскую бумагу можно использовать как основу для реставрации старинных рукописей и книг, написания миниатюр, для писем, как декоративный материал при изготовлении сувенирных книг, альбомов, открыток, в качестве оберточной бумаги для упаковки сувенирной продукции народных и других мастеров. Представьте себе: вы открыли любимый роман или сказку, и… тонкий аромат чайной розы начинает кружить вам голову. И аромат этот источает не что иное, как бумага с вкрапленными в нее лепестками роз. Разве не приятно?
- Я уже слышал, что вы стараетесь возродить не только технологию изготовления бумаги, но и сам промысел, а также старинную производственную базу?
- Да, это особенно важно, поскольку люди должны знать и видеть, как выглядели старинные бумагоделательные мастерские, об облике которых мы знаем по книжным миниатюрам Средневековья.
Сейчас ассоциация "Мерос" ("Наследие") приобрела участок земли на реке Сиаб, недалеко (около 3 км) от обсерватории Улугбека и городища Афрасиаб в Самарканде. Там мы строим мастерские (склады для сырья, комнату по отливу бумажной массы, комнату со ступами и т.п.) по производству бумаги и традиционную деревянную водяную мельницу (в виде колеса с лопастями). Она будет использована для вращения на ее оси "механизмов" по обмолоту сырья для бумаги - в четырех деревянных ступах с помощью пестиков. Здание будет построено в среднеазиатских архитектурных традициях XVII-XVIII вв. К октябрю 2003 г. намечено завершить его возведение.
Проект "Открытие Центра по изготовлению ручной бумаги" уже прошел апробацию в представительствах ЮНЕСКО и «Каунтерпарт консорциум». Он передан в посольства Швейцарии и Японии в Узбекистане, которые изъявили намерение поддержать его реализацию с финансовой стороны. Наряду с этим будут созданы новые рабочие места для молодежи. Наше производство будет первым в Центральной Азии объектом для посещения туристами, на котором наши гости и все интересующиеся древностями, историей смогут ознакомиться с технологиями изготовления, сами принять участие в процессе рождения легендарной бумаги, смогут как бы совершить своеобразное путешествие в глубь веков.
(С) Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ, Газета "Зеркало XXI"
Фото: protchenkov