Риштанская керамика

  • 20 Апрель, 2015
  •   0
  • 0
  • 16380

Риштан - один из самых древних городов Ферганской долины. Возник на Великом шёлковом пути. С давних времён известен как крупнейший в Центральной Азии центр по производству уникальной глазурованной керамики[1]. Самое название города образовывалось от древнего согдийского слова «Раш» («Руш», «Руши») — «красная земля»: по месторождению гончарной глины хоки-суpx, имеющей красноватый оттенок.

В средневековье Риштан, находившийся на пересечении караванных путей между Китаем и Индией с одной стороны, Персией и Ближним Востоком с другой, быстро развивается и становится важным центром торговли, перевалочным пунктом на Великом шёлковом пути. Здесь была построена соборная мечеть. В городе располагались гончарные кварталы (махалли): Дахбед, Чиннигарон, Кузагарон, Кулолон.

Многие риштанские гончары в XIV веке вынуждены были переселиться в Самарканд, где они участвовали в грандиозных строительных проектах Амира Тимура и его потомков.

Однако, за упадком Тимуридов последовал упадок Риштана...

Начиная с ХVIII века город Риштан (Рушдон, Рошидон) постепенно возрождается - и к середине XIX века восстанавливает статус крупнейшего в регионе центра по выпуску глазурованной посуды.

Великими мастерами своего дела были братья Абду Джалол («Усто Абдуджалол», «Усто Джалил») и Абдуджамил («Усто Абдуджамил», «Усто Кури») которые ХVIII в. восстановили утраченную в средние века технику производства фаянса-чинни в Риштане. Её рецепты братья-гончары привезли из Кашгара и Ирана. Их ученик Абдулла Кулол (1797 — 1872) мастер-чиннипаз, по прозвищу Калли Абдулло («Плешивый Абдулло»), впоследствии стал великим мастером, аксакалом-Усто для всех гончаров Риштана.

В начале XIX столетия гончарные изделия Риштана пользовались высоким спросом не только в Ферганской долине, но и по всей Центральной Азии. В городе насчитывалось более 100 гончарных мастерских, в которых работало свыше 300 человек. В этот период были также установлены тесные связи между ремесленниками Кокандского ханства и Восточного Туркестана.

В 70-х годах XIX века мастера из Риштана, во главе с усто Абдуллой Калли, принимали участие в отделке Урды — дворца Саида-Мухаммеда Худояр-хана в Коканде. Их искусство получило высокую оценку правителя Кокандского ханства. По распоряжению Худояр-хана, на фасаде южного крыла дворца почерком «куфи» была сделана надпись:

Примерно в то же время Худояр-хан построил в Рушдоне свою резиденцию, получившую название «Боги-Хан» (Сад Хана). Он нередко останавливался здесь, и неизменно устраивал пир для всех гончаров города.

В период Российской империи непосредственную поддержку получило гончарное производство. К началу XX века в Риштане насчитывалось более 80 кустарных гончарных мастерских, в которых работало 300 человек. Продукция риштанских гончаров поступала во все города Средней Азии, а некоторые мастера стали открывать собственные торговые лавки на базарах Коканда, Маргелана, Андижана, Самарканда, Ташкента и других городов. В Риштан также приезжали обменяться опытом мастера из Канибадама, иногда из Гиждувана, Карши, Шахрисабза (Шахрисябза).

Последователями и учениками великих мастеров были Абдурасулев Мадамин Ахун (Усто Мулла Мадамин Ахун), Тохта-бачча (Усто Тохта) - известные мастера-чиннипазы конца XIX в.; Бачаев Сали - потомственный мастер конца XIX в., Баба Бой Ниязматов Мелибой (Усто Бой Ниязмат) - известный мастер-чиннипаз конца XIX в., работал вместе с женой, талантливой и признанной рисовальщицей. Одними из последних аксакалов риштанских гончаров являлись Газиев Маякуб (Усто Якуб, 1862—1922) - известный мастер чиннипаз-наккош; Мадалиев Абдул Саттор (Усто Абдусаттар, 1862—1943) - известный мастер чиннипаз; Ортыков Ульмас (Усто Ульмас, 1864—1950) - известный мастер-кузагар.

Изделия лучших мастеров — усто Муллы Мадамина Ахуна, усто Тохты, усто Сали и других, неоднократно выставлялись на всероссийских выставках-ярмарках, а 1900 году они успешно экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где мировые ценители керамических изделий дали высокую оценку керамике риштанских мастеров, сравнивая их с лучшими европейскими майоликами и как изделия способной конкурировать в международном масштабе. В 1904 году на промышленной и кустарной выставке в Фергане мастер из Рошидона Баба-ходжи Мирсалим за изготовленный им глиняный самовар получил из рук военного губернатора Ферганской области генерала-майора В. И. Покотило золотую медаль.


Источник: Wikipedia