Ансамбль Регистон — архитектурный памятник состоит из трёх медресе (медресе Улугбек, Тиллакори и Шердор), расположенный в Самаркандском Регистане. Сначало было построено медресе Улугбек (1417 – 1420 гг.), затем, на против него ханака Улугбека (1420 г.), в северной части Мирзои карвансарай, а западной части была построена мечеть Кукалдош Жума (1430 г.) Аликой, рядом с ним в стиле хотамокори была сооружена мечеть Мукатта и медресе Абусаид.
В 20-40 годы ХV столетие Регистон превратился в огромный архитектурный ансамбль.
В XVII веке хаким Самарканда Ялангтуш Бахадыр возвёл Медресе Шердор (1619—1635/36) вместо руин ханакаха Улугбек, медресе Тиллакори (1646/47— 1659/ 60), вместо карвансарая Мирзои.
Своим колоритно-мозаичным украшением, орнаментальным порталом и огромным куполом Ансамбль Регистон является уникальным примером Средней Азии. Регитон — официальная центральная площадь древнего Самарканда, в котором три медресе украшают площадь: Медресе Улугбека (выстроено в XV веке), Медресе Шердор и Медрессе Тилля-Кари (оба – XVII век).
Регистон — стоял на передовой наук и искусств. Славился своими математиками, астрономами, поэтами, мыслителями. И, конечно же, архитекторами. в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь Регистан в старину был центром науки, политики и религии. В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место.
В Средневековье все центры больших городов назывались «Регистан». Также называли площади Бухары, Шахрисабза и Ташкента. А площадь в Самарканде был самым величественным и достойным похвалы. Во времена правление Амира Темура Регистон превратился в центр Самарканда. При Улугбеке (1409-1447) площадь приобрела большего значения.
С западной части Регистана расположены ханака и мавзолей, которые в народе назывались «Чилдухтарон». Они были возведены Кучкинчиханом (1527 - 1530), также было сооружено медресе Тиллакори. В 1904 году после землетрясения оно было разрушено, а в 1910 году полностью разрушено. В 1979 году здание Тилла-Кори было полностью восстановлено. Особенностями отделки фасада медресе является облицованная кирпичная и наборная мозаика, майолика со сложными геометрическими и растительными рисунками. Поражает внутреннее убранство мечети Тилла-Кори, которая украшена позолоченной росписью техники «кундаль».
Регистан – сердце древнего Самарканда, величественная площадь на все времена. Когда стоишь в середине ее – ощущаешь музыку проплывающего времени, а ты лишь песчинка в круговороте жизни. Здесь собран беспримерный и бесподобный ансамбль из трех грандиозных медресе – Улугбека (построен в 1417 – 1420 годах), Шердор – Имеющий львов (построен в 1619 – 1636 годах) и Тиллакори – Отделанный золотом (построен в 1647 – 1660 годах). Высота фасадных входов во все эти медресе, всех их портальных построек, майоликовые панно, представленные в прекрасной мозаике хитросплетений из цветов, растений и геометрических фигур и надписей арабской вязью сводят с ума от неземной красоты, такое впечатление, что ты попал в сказку Шахерезады или в божественный рай. Фасады оправдывают названия, данные народом: медресе Улугбека светится звездами, которые стремился познать величайший гений, с медресе Шердор на вас смотрят два льва – символы силы и бесстрашия узбекского народа, а медресе Таллакори ослепляет вас золотыми красками.
Сегодня Регистан является местом проведения всех больших государственных праздников, городских, республиканских и международных фестивалей и концертов, среди которых ярко светится музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» - «Мелодии Востока»
Площадь Регистан сложилась в течение 200 лет и имеет законченную композицию: состоит из 3 медресе, расположенных симметрично на 3 сторонах прямоугольной площади. Сама площадь имеет размеры 75х63 метра. 4 сторона открыта и выходит на улицу. В зависимости от времени дня и ночи площадь заливается то солнцем, то луной, цвет величественных и прекрасных зданий и площади в целом меняется, голубые тона переходят в серебристые, золотисто – желтые, серо-синие, черно-зеленые и обратно.
Медресе Улугбека было здесь первым грандиозным зданием и занимает на площади левую сторону, оно имеет размеры 56х81 метр. Внутри здания имеется квадратный двор размером 30х40 с восьмиугольным каменным хаузом – прудом в центре. Фасадная часть медресе, представляет его настоящим дворцом и состоит из большого портала с глубокой нишей , перекрытой аркой пролетом в 15 метров. Во двор ведут 3 входа, в середине самый большой, он прямо перед вами, 2 других идут через боковые линии. Перед входом в дарсхона – аудитории со стороны двора созданы 4 прекрасных высоких в 2 этажа айвана – террасы. 4 дарсхона находятся в углах здания. Пятая стоит напротив главного входа во двор, она служила и мечетью. За всеми дарсхона созданы худжры – кельи. Худжры размерами 3х4 и 3,2х4, 6 метров предназначались для проживающих одного или двух студентов каждая. К каждой худжре примыкала подсобная комната совсем малого размера. Освещались и вентилировались худжры через двери и окна над ними, комнаты отапливались с помощью сандали – напольной печи. Кирпичные стены толстые и хранят летом прохладу и тепло зимой. Но комнаты остаются сырыми и поэтому кровати делали высокими, двухметровой высоты, на которые забирались по лестнице, там воздух суше, а зимой теплее. Стены медресе были сложены из жженного кирпича на ганчевом растворе. Из внешних стен только фасадная имеет декоративное оформление. Остальные стены облицованы лишь керамикой в геометрическом орнаменте. Минареты облицованы в цокольной части камнями с резьбой из треугольников серого мрамора. Стены минаретов оформлены в изразцовом кирпиче, похожим на голубое небо. Карнизы башен выполнены в виде сталактитов из цветной майоликовой мозаики. Углы пиштака (в переводе – передняя часть) – портала оформлены в виде орнамента «морпеч» (в переводе – змея обвилась вокруг). Мрамор нижней части является сложным по форме и с резьбой. Грани арки оформлены в виде косого жгута, выполненного из расписной майолики и состоящего из 4 плиток разного рисунка мозаики. Тимпаны – пространства над аркой заполнены превосходным орнаментом из цветных мозаичных звезд – розеток разных размеров. Боковые плоскости пиштака покрывают 2 широкие ленты орнаментированных букв арабской каллиграфии с мудрыми изречениями. За средней большой аркой идут 3 малые и все они богаты майоликовой мозаикой.
Угловые колонны портала венчают капители оригинальной формы с фигурными резными гранями в виде трилистника. Вся нарядная облицовка колонн выполнена из майолики с глазурованным узором и золотой росписью на сине-кобальтовом фоне. Золотой рельеф показывает сплетающиеся ажурные листья и цветки лотоса. Ствол колонны отделяет от капители лента с надписями в арабской вязи в синем и бирюзовом обрамлении. Золотые надписи украшены плетенкой тонких линий и звездами на фоне веток. Рисунок же капители представлен голубыми стеблями и золотыми медальонами. Различаются также парные листья и белые цветы. В обрамлении арки над капителью протянута синяя лента с очертаниями золотой цветочной ветки. Божественное впечатление производит бирюзовый тон с мерцанием позолоты.
Крупные майоликовые плиты украшены подглазурным узором и позолотой и представляют ленту с надписью в арабской вязи почерком сульс. Неглубокий рельеф и тонкий черный контур делают начертания еще более четкими и ясными. В сине-кобальтовом фоне вьются спиралевидные ветви с золотыми листьями и бутонами, с разноцветными цветами и звездами.
Общая цветовая гамма медресе из сине – фиолетовых линий геометрического орнамента и заполнений бирюзовым цветом на фоне серо – желтого кирпича удивляют и поражает нежностью и лукавством. Двор окружен айванами в 2 этажа. Все наружные стены двора покрыты майоликой, как небо голубое. Орнаменты на колоннах преподнесены в совершенстве, прекрасен орнамент входа в мечеть. Орнаменты на колоннах выполнены расписной майоликой и покрыты золотом.
Медресе Шер-Дор (Имеющий льва), строительство которого было закончено в 1636 году, создано на месте развалившегося хонако Улугбека в 1619 году. Шер-Дор создан по типу медресе Улугбека, стоящего напротив, но без больших дарсхона - аудиторий, мечети и подсобных комнат в худжрах – кельях для студентов. Площадь двора составляет 37х37 метров. За пиштаком - порталом высятся ребристые купола на высоких цилиндрических стенах минаретов. На тимпане портала изображены львы с черными полосами в золотисто-желтом цвете, львы преследуют серо – зеленых ланей. За львами – ярко-желтое солнце с золотыми луча. В айванных стенах изображены букеты цветов, они вырастают из мозаичных ваз. Во всех узорах много ярко-желтого цвета. Оригинальным является растительный завиток в виде спиралей, выходящих одна за другой со стилизованными листьями и цветами. Простые и поливные кирпичи голубого и синего цветов облицовывают михрабы – ниши двора. Здание с внешней стороны и со стороны двора облицовано мраморными панелями, также как и арка главного входа. Окна в худжрах оформлены в ажурных решетках, а рамы выполнены из ганча и украшены майоликовой мозаикой. Двор также украшен мудрыми изречениями в арабской каллиграфии.
Медресе Тилла-Кори (Отделанный золотом), также как и Шер-Дор построено по велению тогдашнего правителя Ялангтуша Бахадура. Здание Тилла-Кори завершает ансамбль площади Регистан. Причина его строительства была обыденной: соборная мечеть Биби-Хоним стала разрушаться, стала небезопасной для молящихся внутри. Было решено совместить в Тилла-Кори медресе и большую мечеть. Здание еще строилось, когда правитель умер, а после него строительство шло слабо, многие грандиозные планы не были решены, здание осталось недостроенным, так как второй этаж худжр и купола мечети так и не были созданы. Входной портал имеет 3 входные двери. Худжры расположены с 3 сторон двора и со стороны площади по боковым сторонам фасадной стены. Сама мечеть внутри двора состоит из зала, богато украшенного позолотой и искусно расписанного, и 2 больших помещений, перекрытых арками и сводами на кирпичных столбах. Медресе не имеет традиционных минаретов, но внутри – двухэтажные айваны. Минареты же заменены небольшими башнями с фонарями и голубыми куполками. Панели фасада и дворовых стен отделаны мрамором. Зал мечети квадратный, он имеет 3 ниши с широкими арками, сейчас он перекрыт куполом, которого раньше не было. Стены, арки и купол мечети расписаны в красных и синих цветах на ганчевой штукатурке.
С использованием матералов: Ризо Ахмад