Термезский район, кишлак Намуна (IX - X вв.)
Исторических сведений, связанных со строительством здания, не сохранилось. В названии местности Шахри-саман, именовавшейся так еще в прошлом веке, усматривается связь с династией Саманидов. Расположение его вне укреплений раннесредневекового Термеза указывает на его назначение - как загородной усадьбы богатого рода.
Ханака Кырк-Кыз (Сорок девушек) предположительно была построена в VI-XI вв. Согласно описаниям средневековых историков, здесь находился замок основателя династии Саманидов. Не удивительно, что в народе Кырк-Кыз называют «Шахри Саман» - город Саманов. Уникальное здание «Кирк Киз» («Сорок девушек»), которое уже долгое время привлекает внимание исследователей, в разное время считали то дворцом, то монастырем, то караван-сараем, то ханакой, а то и просто обычным гражданским строением. Комплекс «Кирк Киз» расположен в 3 км от древнего города Термез.
Здание ориентировано по сторонам света, строго центрической композиции, квадратное в плане, по углам фланкировано мощными, полыми внутри башнями. Глухая гладь стен оживлена лишь сводами входных айванов и как бы случайно расположенными окнами. Длинные осе вые проходы ведут из айванов во внутренний центральный квадратный дворик и крестообразно делят все двухэтажное сооружение на четыре сектора. Два из них - северо-западный и северо-восточный в плане одинаковы: оба имели по пять прямоугольных комнат, с трех сторон обведенных узкими, в два этажа, сводчатыми коридорами: по два - со стороны центральных осевых проходов и по одному - со стороны западной и восточной. наружных стен соответственно. Каждая комната сообщалась только с коридором. Пять комнат имел и юго-западный сектор, но коридоров здесь два за счет центрального проходного помещения. В юго-восточном отсеке коридор один, со входами в две комнаты, а остальную площадь его занимает угловой трехстолпный зал, имевший, по-видимому, назначение мехмонханы - гостиной. Оконные проемы освещают обходные коридоры, располагаясь в их торце, либо на одной оси со световыми проемами в коридор из комнат, расположенных внутри сектора и не имеющих с улицы прямого доступа света.
Разнообразны сводчатые системы памятника. Здесь встречаются арки треугольные, округло-ступенчатые, овальные-стрельчатые; своды коробовые, крестовые, балхи, купольные. Помещения северо-западного и северо-восточного отсеков, а также северный входной айван перекрывались полого-стрельчатыми сводами, выполненными отрезками; остальные три айвана и комнаты южной части здания - перекинутыми через помещения с промежутком в 0,9 м арками клинчатой кладки, соединенными сводиками. Поперечные арки свода центрального помещения на юго-западе отделяют в торцах полуквадраты, которые при помощи угловых парусов образуют полувосьмигранник, перекрывавшийся полукуполком. Три пилона на продольной оси мехмонханы, соединяющиеся между собой и со стенами арками, делили зал на шесть квадратов и два прямоугольных отсека, перекрывавшихся, возможно, куполами и сводами "балхи". Все своды комнат отделяются от стен 8 - 10 рядами кладки выпущенных на четверть кирпичей. Архитектурное оформление Кырк-кыз создается в основном за счет разнообразия форм и техники выкладки настенных ниш и оконных проемов, преимущественно в трехкратных сочетаниях. Одни - клинчатой кладкой, другие - напуском кирпича или наклонно положенным кирпичом.
«Кирк Киз» это здание квадратной формы с кирпичными стенами длиной 54 метра. Со всех сторон здание было защищено мощными башнями. Здание пересечено крест накрест двумя проходами и делит его на четыре ровные части. В середине здания находится маленький внутренний дворик (11.5х11.5м), который по мнению одних ученых был покрыт куполом, по мнению других был открытым двориком. В плане это квадратное строение из сырцового кирпича, по углам здания расположены мощные башни. Здание ханаки разделено на 4 части, две из которых имеют по пять комнат. С другой стороны находятся еще два помещения и трапезная. Помещение высотой семь метров перекрыто арками и куполом. Во время раскопок здесь были найдены обломки тандыров. Зодчие, строившие ханаку, были новаторами, поэтому интерьер здания оформлен весьма просто.
Все здание сложено четкой правильной кладкой из сырца размером 30х30х5 - 5,5 см, 10 р+10 ш=81 сл на лессовом растворе. Стены оштукатурены глиной. Кое- где, в виде конструктивных прокладок, в сводах встречается жженый кирпич того же формата.
Размеры: общие здания - 53,8х54,8 м, толщина наружных стен - 2 - 2,5 м, внутренний двор - 11,5х11,5 м, обводные коридоры шириной 2,1 м. В 1927 г. экспедиция Музея восточных культур произвела архитектурные обмеры планов и фотофиксации. В 1936 г. памятник обмерил С. Н. Полупанов. Чертежи и фотографии И. П. Завалина хранятся в архиве ГУОП. В 1965 г. археолог 3. А. Хакимов -УзИСКЭ) заложил шурфы.
Название крепости связано с отважной царицей Гульcим. Легенда повествует, когда вражеские племена одолели ее войско, храбрая Гульсим собрала новую рать, состоящую из сорока женщин. Смелые девушки не только одолели вражескую осаду, но и сами нападали на чужеземцев, скрываясь в замке. С тех пор замок так и называют «Кырк-Кыз» - «Сорок девушек».
Время не пощадило здание. Давно осыпалась штукатурка со стен, но на сводах перекрытий остались еще следы затейливой живописи. Когда осматриваешь руины крепости, невольно удивляешься и разнообразию кладки сводов, арок, куполов, и сложной архитектурной разработке стен, интерьеров, фризов, ниш, напусков…