Медресе, расположенное напротив ворот Куня-арка было построено по указу Сейид Мухаммед Рахимхана II в 1871 году. Своими широкими размерами, величавостью оно отличается от других медресе Хивы. Одноэтажные кельи, выстроеннные ещё задолго до строительства медресе образуют перед основным фасадом медресе маленький дворик. Со стороны площади к худжрам примыкают торговые ряды с высокими айванами.
По величине размеров площади медресе занимает одно из первых мест в Хиве. В медресе имеются помещения летней и зимней мечети, аудитории (дарсхана), а также библиотека и жилые худжры для студентов и преподавателей. Общее архитектурное построение медресе немного отличается от общепринятых норм. Чувствуется какая то сверхъестественность вида, выраженная в больших объёмах здания. Двор медресе окружают 76 одноэтажных келий, рассчитанных на 152 студентов. С наружной стороны крыши худжр ограничены препятствием в виде невысокой стены (парапета), которая примыкает к двухэтажному центральному фасаду медресе. По обеим бокам стройного портала расположена пятиарочная галерея. Вестибюльная группа состоит из восьми куполов – это самое большое количество в среднеазиатском медресе. Внутренний план здания также различается от других медресе. Узорные украшения, выложенные из глазурованных кирпичиков на лицевой части стен, повторяют обычные формы. У посетителя строение двора оставляет другое впечатление. Ряд одноэтажных худжр двора, высокие декоративные порталы, наружная глухая стена, вместе с красивыми башенками-гульдаста по углам являют собой замечательную картину.
В качестве вакуфа для медресе со стороны хана были выделены (источник доходов, обеспечивающий деятельность медресе) земельные угодья в 2941 танапов (2,5 танапов – 1 гектар). В торжествах по открытию медресе, украшенного изящными майоликовыми плитками, поэты и учёные того времени слагая хвалебные хронограммы и воспевая в касидах (одах) могущество и щедрость хана, были щедро награждены ханом. Кроме расходов по подаркам своим придворным, родственникам, мастерам и ремесленникам, работавшим на строительстве, лично самим ханом на этом пиршестве было раздано 118 тилля (золотых монет).
На портале медресе на арабском языке написаны следующие слова, которые в переводе дают такое содержание:
Данное благословенное здание воздвигнуто по указу султана своего времени и хакана мира, халифа и тени Аллаха, хозяина побед и славы, владетеля непобедимой мощи, завоёвывающего страны Сейид Мухаммед Рахима Бахадурхана, дата 1289 год хиджры (1872 г.).
Над дверью на мраморной плите вырезана мастером-резчиком по мрамору Пахлаван Ниязом Хорезми хронограмма в виде стихов на фарси, написанных известным поэтом Камилом (Хорезми):
Шах имеющий славу подобно небесам,
В государстве его слово имеет остроту и мощь.
Когда его шаги достигли трона государства,
От его благословенных шагов Хорезм превратился в рай.
Данное строение, являющееся обителью благодеяний,
Воздвиг своей щедростью, для учёных с высокими знаниями.
На четырёх порталах внутреннего двора медресе написаны по две хронограммы в виде стихов, составленных хивинскими поэтами Мухаммедом Риза Агехи и Камилом Хорезми. В них воспевается, что страна благодаря милости хана стала благоустроенной, справедливость его распространилась по всему миру, что учёные получив степени, достигли своих целей, сам хан оказывая заботу об учёных и просвещённых (людях), удостоился звания покровителя знаний и науки.
В самые начальные годы нашей независимости, а именно, в 1994 году медресе было отреставрировано, и в качестве свадебного подарка к торжествам по празднования 150 летия со дня рождения Мухаммед Рахимхана “Феруза”, шаха и поэта, проведённым в сентябре этого же года, в медресе была создана и открыта экспозиция музея “Истории и литературы Хорезма”. Экспозиция музея заняла довольно большую площадь, включая вестибюльную часть, помещение аудитории и зимней мечети медресе. При входе в музей перед нашими глазами предстаёт история, культура и искусство народов, проживавших на территории Хивинского ханства, образованного в начале XVI века и соседних с ним государств Ирана и Бухарского ханства. Здесь мы сможем ознакомиться с материалами об образовании в конце XVI и начале XVII веков в Хорезме централизованного государства, а также воздействии его внутренней и внешней политики на народы Центральной Азии.
В экспозиции отдела отображены материалы, рассказывающие о том, что во второй половине XIX века царская Россия, с целью, удовлетворения своих потребностей в промышленном сырье предприняла “Поход на Восток”, завоевала государства Центральной Азии, в частности, в 1873 году Хивинское ханство, и уникальные памятники нашего края, государственные и народные богатства и ценности были увезены, и с целью восполнить их потерю, одним из первых в Центральной Азии, по инициативе Мухаммед Рахимхана II была организована и имела массовое распространение продукция (книги) “Первой в Центральной Азии литографии”, наследие, оставленное пионером узбекского фото и киноискусства Худайбергеном Дивановым, предметы, отображающие произведение “Танбурной нотации”, в котором показано как древние музыкальные мелодии макомы переложены на ноты известным поэтом и музыкантом Камилом Хорезми, текстовые и фото материалы, повествующие о великих мыслителях, поэтах и людях, получивших уважение народа, таких как Пахлаван Махмуд, Абулгази Бахадурхан, Мухаммед Рахимхан Феруз, Мунис и Агехи. В музее представлены для показа государственные символы Хивинского ханства – знамёна, деньги и оригиналы фотографий последних представителей ханов Хивы, изделия торговли, привезённые из иностранных государств, китайский и русский фарфор, изделия местных ремесленников, вооружение, одежда, хозяйственная утварь и другие экспонаты.
Общие размеры медресе: 62х50 м, внутренний двор 28х29 м, дворик перед медресе 20х42 м.