Одна из достопримечательностей Термеза – знаменитый мост Дружбы, единственный на южной границе Узбекистана с Афганистаном, который соединяет Термез с портовым афганским городом Хайратон.
Более века назад на месте моста Дружбы стоял сначала деревянный, а затем железный Амударьинский мост. Первый, деревянный, мост был построен под руководством генерала Российской царской армии М. Анненкова в мае 1888 года, когда Россия только начинала осваивать Среднюю Азию. Тогда строилась Закаспийская железная дорога и переправа через Амударью была необходима.
Амударьинский железнодорожный мост укрепили на деревянных сваях, а его длина составляла почти три километра. Он был назван самым крупным инженерным достижением того времени. Увы, прослужил мост всего 14 лет: из-за стремительного течения реки и песчаного дна мост стал разрушаться и быстро пришел в непригодность.
В начале XX в. Закаспийскую железную дорогу переименовали в Среднеазиатскую, поскольку теперь она охватывала весь Туркестан. А нагрузка на Амударьинский мост стала настолько значительной, что потребовалась его срочная модернизация.
Строительство новой, теперь уже железной, переправы началось в 1902 году. Российское государство выделило на мост 5 млн. рублей – деньги, по тем временам, немалые. Руководил строительством выдающийся инженер С. Ольшевский, который уже имел опыт строительства крупных мостовых сооружений на Западно-Сибирской, Аральской и других железных дорогах. Он сконструировал на непокорной Амударье прочный железнодорожный мост из 27 пролетов, который стал одним из крупнейших в мире в то время. Мост был сработан на совесть. Может, поэтому следующий «апгрейд» сооружения состоялся только через 77 лет, уже в советское время.
Нынешний железнодорожно-автомобильный мост, протяженностью 816 метров, был построен в 1981 году советскими строителями в разгар Афганской войны. В тот год начался частичный вывод советских войск из Афганистана и новый мост был символично назван мостом Дружбы, в знак надежды на скорое окончание войны и установление дружеских отношений между государствами. В 1989 году именно по нему торжественно завершился вывод советских войск из Афганистана.
После окончания войны в Афганистане, в конце 90-х гг. XX века, талибы захватили северные провинции Афганистана, а мост Дружбы был переименован в «Хайратон». Мост, из соображений безопасности, закрыли. Движение по нему было возобновлено только в 2001 году. Торжественное открытие моста ознаменовала отправка по нему 16 вагонов с гуманитарной помощью, а мост вновь был переименован в мост Дружбы. В настоящее время мост - действующий и по нему осуществляются грузовые и автомобильные перевозки.