Медресе Улугбека — мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Улугбека построено согласно мусульманскому канону в полном соответствии с требованиями своей эпохи. Оно является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока.
Медресе построено в 1420 году под руководством самого Мирзо Улугбека. Здание медресе площадью 56х81 метра явилось тогда новым словом в восточном зодчестве. По углам его высились 4 башни – минарета, по обе стороны входа размещаются дарсхона – аудитории, а напротив входа – зал мечети. Весь фасад и минареты украшены геометрическими фигурами, выложенными глазурью на желтом фоне полированного кирпича. Портал украшает резная глазурованная мозаика. Элементы растительного и геометрического орнаментов покрыты глазурью белого, желтого и черного тонов. Общая картина керамических украшательств выше всякого воображаемого достижения. Арка портала обрамлена полуколонной в форме жгута, а он весь в божественной майолике.
Медресе исключительно по технике облицовки. Художественный эффект создается на основе контраста пластических и живописных элементов: главные фигуры заполнены керамическими вставками, а остальные выполнены из мрамора. Поля одних звезд на мраморе наполнены разнообразными рельефными фигурами из цветов, звезд, стеблей и листьев. Поля других – разноцветными фигурами на фиолетовом фоне. В промежутках находятся стилизованные фигуры и мраморные звезды. Тем самым керамические мозаичные вставки составляют темный фон для светлых мраморных плиток, выделяясь яркими пятнами на светлом фоне мрамора. Все плитки обрамлены голубым контуром. Изразцовая мозаика украшает портал двора. Крупный квадратный геометрический орнамент повернут под углом и выделяется на фоне терракоты из шлифованного кирпича. Внутри квадратов мозаичные вставки, где темно – синий фон заполнен желтыми и зелеными листьями, голубыми ветвями и белыми цветами, и бутонами. Все квадраты окаймлены цепочками из голубых квадратных кирпичиков. Арочные проемы обрамляют орнаментальные дорожки в виде вытянутых картушей и медальонов, образующих бесконечную цепь из превосходных узоров. Темно – синие фигуры барочного стиля заполнены цветами и стеблями. Эти фигуры – картуши украшены растительными мотивами из сплетающихся белых листьев и желтых цветов, голубых побегов. Бесконечно изящен узор медальона со светло-коричневым цветком в середине и отходящими от него белыми бутонами цветов. Бирюзовые вставки оживляют колорит и создают ритмический танец в непрерывном движении. Потрясают божественным видением чистота глазури, красота линий, насыщенность тона.
Вход в одну из худжр украшен мозаичным рисунком. Белая резная фигура из двух медальонов прекрасно видна в середине арки, ее профиль хрупкой женщины образован плетением фигурных листьев. Узор выдержан в строгом стиле, в холодной гамме цветов, эти цвета сдержаны и рисунок меланхоличен. Однако всё видение бесконечно божественно…
Мозаичный тимпан над аркой другой худжры украшен золотым медальоном из резных листьев, а вокруг медальона кружится голубая ветвь с изящно обогнутыми концами и белыми цветами. В центре медальона виден цветок лотоса. Весь тимпан обведен майоликовой каймой и рельефными кирпичными полосами. Кайма не однотонная, внутри нее мелкий рельефный узор синего тона, схожий по рисунку с основным узором.
С использованием материала: Ризо Ахмад