Ишратхона — архитектурный памятник в Самарканде, построенный во времена правления тимурида Абу-Сеида (1451—1469 годы). Здание, по-видимому, было местом погребения представительниц династии тимуридов, так как при раскопках 1940 года были обнаружены несколько женских погребений. В настоящее время здание находится в развалинах, причём купол и высокий барабан были разрушены сравнительно недавно — во время землетрясения 1903 года. Мавзолей находится на окраине города недалеко от мавзолея Ходжа-Абди-Дарун.
В юго-восточной части Самарканда находится едва ли не самый загадочный памятник исламской архитектуры – мавзолей Ишратхана. Нет единого мнения относительно назначения этого здания. Некоторые предполагают, что это было местом погребения женщин аристократического происхождения. Здание не реставрировалось, но даже руины вдохновляют своей гармонией.
Существует легенда, которая объясняет заброшенность мавзолея: во время пира Темура в Ишратхане Улугбек, вычислив по гороскопу деда грозящую ему опасность, ворвался на коне, с обнаженной саблей в зал, вынудив пирующих разбежаться. И в тот же миг, когда последний из эмиров покинул зал, раздался подземный гул, и толчок ужасного землетрясения обрушил своды Ишратханы в том месте, где еще мгновение назад возлежал Темур и его приближенные. Грозный Темур милостиво отнесся к дерзкому поступку Улугбека, спасшему ему жизнь. Здание же Ишратханы никогда больше не ремонтировалось.
История
Название этого комплекса весьма неожиданно для мавзолея: «Ишрат-хона» означает «Дом увеселения». Предположительно, такое название было дано за очень богатое архитектурное оформление и внутреннюю художественную отделку. В вакуфной грамоте здания говорится, что знатная женщина Хабиба-Султан, жена тимуридского царевича Султан-Ахмед-Мирзы, построила купольное здание над могилой своей золовки, царевны Хавенд-Султан-бики, дочери правившего в то время Абу-Саида.
Когда-то к центральному зданию ансамбля Ишратхона — усыпальнице с высоким западным порталом — с южной стороны примыкала арочно-купольная галерея с дополнительным входом в мавзолей. С севера располагалась мечеть, а в углах здания помещались сводчатые комнаты.
Планировка здания прямоугольная с глубокими нишами по всем стенам. Под центральным помещением устроен склеп. Портал с большой аркой изящен, а за порталом - высокое цилиндрическое здание с куполом. Все швы между кирпичами облицованы голубыми майоликовыми сантиметровыми полосками. А внутри здания – богатство декора в особой пластике. Стены в нишах расписаны способом Кундаль, по рельефному красному фону идут синие с золотом мелкие узоры.
С использованием материалов: Ризо Ахмад