Мавзолей Шейха Мухтара Вали

Независимость вернула узбекскому народу духовные ценности, национальную культуру, обычаи и традиции. Открыла путь народу для социально-духовного развития. В республике начались работы по благоустройству культурных памятников и святынь. Среди них и святыня Шейха Мухтара Вали расположенная на территории Хорезмской области, а именно в кишлаке Остона Янгиарыкского района.

По дошедшим до нас сведениям Шейх Мухтар Вали родился в 1202 году в Хуросане (Хоросане) в кишлаке Остона. По преданиям три брата Саттор, Мухтар и Аттор решили покинуть свои дома и попытать свое счастье в чужих краях. Так судьба разъединила пути братьев. Шейх Мухтар остановился на территории кишлака Остона, где была голая степь, которая принадлежала ханкинскому пиру Саид ота. Несмотря на то, что владелец земель отправлял к нему своих подданных, шейх отказывался покинуть этот пустырь и продолжал жить там. В конце к нему наведался сам пир Саид ота. При разговоре с шейхом он видит в нем умного, образованного человека и вскоре выдаёт за него свою дочь Нигорбиби.

Существует много легенд о жизни и деятельности шейха. К примеру, о том, как он добился звания - вали. Согласно одной из них как-то зимой к шейху пришли друзья. Дастархан был устлан разными яствами. Но и этого видимо было недостаточно одному из гостей, тогда он сказал: «Вот если бы ещё и белый тутовник был». Тогда хазрат Шейх воткнул свою трость в землю и она взросла тутовником, начала давать плоды. Примечательно, что и на сегодня около собора Шейха Мухтара растёт старый тутовник, раскинувший ветви на юг.

В комплексе этих памятников есть ещё и колодец. По преданию его вырыл сам шейх. По словам Рахматжон ота Машарипова, участвовавший в очистке колодца, вода в нем, которую считают святой, протекает как родник. Оттого он никогда не высыхает. В основном к колодцу приходили женщины, которые не могли иметь детей. Он существует и сейчас. Паломники сначала пьют воду из колодца и только потом идут в мечеть к шейху.

Шейх Мухтар Вали умер в 1287 году в возрасте 85 лет. В конце XIII века на месте могилы Шейха построили собор с куполом.

После нашествия монголов в XIV веке, собор был отреставрирован и расширен, достроены маленькие комнаты. А в XV- XVIII веках были изменены фасады собора. Во время правления хивинского хана Мухаммада Рахимхана I (в 1828 году) была произведена повторная реконструкция собора. Тогда были построены восточные ворота. А на северной стороне - большой коридор.

В застойные годы под девизом «Религия опасна для народа» были уничтожены святые ценности узбекского народа. Кроме того, несмотря на просьбы народа восстановить собор Шейха Мухтара был дан ответ о том, что данный комплекс передан на попечительство кружка истории местной школы.

За большие заслуги Шейха Мухтара этот кишлак стал называться «порог хаджа».

- О Шейхе Мухтаре у нас не было никаких сведений, - говорит один из старейшин села Шоназар Ражабов,- но благодаря независимости было возрождено название нашего кишлака Остона (прежнее название – кишлачный совет имени Калинина). Это дало нам большие надежды. Многие святые места края были отреставрированы. Без боязни мы начали говорить о прошлом.

В настоящее время на этих святых местах много паломников. Комплексы приняли современный облик, а также у них сохранился подлинный архитектурный вид.

По мнению специалистов, план мавзолея не имеет точного чертежа. Наверное, причиной этому являются дополнительные пристройки. Основной вход в мавзолей с северной стороны через резные ворота. Здесь проходя по веранде через узкий коридор, попадаешь в широкую, светлую комнату, имеющую форму купола. А далее прямо по коридору выходишь на южную сторону. Здесь имеется широкая светлая усыпальница, которая была использована в качестве мечети. Могила Шейха Мухтара Вали расположена на восточной стороне комплекса, а его супруги Нигорбиби в северо-западном угловом помещении.

В мавзолее имеются несколько маленьких худжри. Они в своё время служили чтецам корана. С коридора, выходящего через восточную сторону, существует широкий алтарь. С правой стороны алтаря есть лестница, с левой стороны которой имеется коморка, популярная среди народа под названием «Кизгизлар». Несмотря на то, что она тесная, коморка светлая из-за верхнего отверстия куполовидной крыши. В середине комнаты существует ещё одно отверстие симметричное той, которое было сконструировано для освещения комнаты, находящейся на нижнем этаже.

- Жизнь наших предков прошла в сражениях,- говорит Шоназар ота Ражабов. - Кишлак Остона находится у песков Каракума и поэтому, народ часто страдал от нашествий туркменов. В этой святыне прятали девушек и женщин от врага, который, боясь проклятия Шейха не смел переступить даже ее порог. Оттого это место было использовано в качестве«Нажод кала» (крепость надежды).

На верхнем этаже комплекса с восточной стороны имеется комната, которую использовали в качестве столовой. С коридора, выходящего в южную дверь, можно войти в две маленькие комнаты. Они служили для жертвоприношения.

В южной части мавзолея находится ещё одна дверь - «дилай кописи»( дверь исполнения желаний). Через нее входят в комнату поменьше. В ней нет окон и дверей. Люди приходят сюда, надеясь на исполнение своих желаний.

Основная комната комплекса – комната с куполами, она построена выше других. В целом, мавзолей построен из жженого кирпича. Украшением послужили резные орнаменты.

Сегодня спустя тысячи лет в строительстве мечетей мы видим отражение разных национальных традиций. Так, в строительстве мавзолея Шейха Мухтара Вали были использованы традиционные вырезки других сооружений, т. е. порталы и купола, смотрящие на юг с прямой крышей и здание с верандой, выходящее на север, перенесены с мемориального образца древней Хивы.

По желанию земляков, хоким Янгиарыкского района 11 марта 2011 года принял постановление об образовании строительного участка для восстановления и реставрации мавзолея Шейха Мухтара Вали. Для этого были приготовлены документы проекта, привлечены все известные мастера Хорезмской области.

Хивинским мастером Одамбаем Машариповым, в комнату, где находится могила шейха, была изготовлена и установлена новая резная дверь, заменившая ту, которую изготовил мастер Зайниддин ибн Один Мухаммад. Это не первая работа Одамбая Машарипова. Созданные им резные деревянные двери украшают святыни Имама ат-Термизий, площади памяти и почести в городах Ургенч и Ташкент.

Айван мавзолея представлен в совершенно другом облике. Мастера под руководством Олланазара Саъдуллаева, почетного члена организации «Хунарманд» вместе с представителями гончарной школы Каттабог облицевали веранду на 75,5 кв. м. Выполненные геометрические контуры, покрытые ажурной резьбой, а также кафель изменили внешний вид. В верхней части стены запечатлены отрывки сур и отрывки из произведений Пахлавана Махмуда.

- Эти стихотворные титры, отрывки из оятов мы подготовили вместе с профессорами и их аспирантами из Академии Маъмуна, - говорит мастер из Каттабога Баходир Отажонов.- Облицовочные плитки переливаются светло-голубыми и белыми цветами. Они очень ценились в создании построек. К примеру, в Хиве – «Музее под небом», на минаретах, соборах, мечетях, воротах, надгробных памятниках неповторимый орнамент, индивидуальная мозаика, мастерски обработанные резьбой кирпичи и дерево. Особенно притягивают внимание переливающиеся на солнце голубые купола.

Веранда комплекса Шейха Мухтара Вали была облицована мастерами очень тонко. Баходир Отажонов создал свои орнаменты на основе рисунков старых надгробных памятников города Хивы. А во время реконструкции под руководством Отабека Бекчанова строители облицевали резными орнаментами 1400 кв. м. Обвели мрамором пруд во дворе. Проведена работа по озеленению и благоустройству.

Этот комплекс в нашей республике в числе памятников старины, исследуется учёными. Ожидается, что он будет внесен в «Список культурного наследия мира». Как и Ичан Калъа (1991 г.), исторический центр Бухары (1993 г.), памятники Амира Темура в Шахризабзе (2000 г.), исторические памятники Самарканда (2002 г.).

Ссылки:http://pearlofeast.com/post.php?id=110&news_page=1


Источник: http://turizm.kasaba.uz/uz/sights_of_uzbekistan/sights_of_khiva/138