Петроглифы Сармышсая

  • 11 Май, 2015
  •   0
  • 0
  • 23730

Сохранившиеся до наших дней образцы наскальной живописи - петроглифы - встречаются во многих местах земного шара. Колоссальным скоплением наскальных рисунков может похвастаться и ущелье Сармыш-Сай, что делает его не только значимой достопримечательностью Узбекистана, но и своеобразной доисторической библиотекой мирового значения.

Ущелье Сармыш-Сай расположено в 30 километрах к северо-востоку от города Навои, на южном склоне Каратау. Ущелье идеально подходит для нанесения рисунков, будто Природа специально создала для древних художников этот гигантский холст.

Петроглифы располагаются по всему ущелью на территории в 2 километра в количестве более 4000. Возраст большинства рисунков составляет по приблизительным подсчетам от 6 до 4 тысяч лет, самым древним же из них более 10 тысяч лет. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью специальной краски, которую древние люди изготавливали с использованием охры. Тематика петроглифов весьма разнообразна. В Сармыше можно найти как сцены охоты и священных ритуалов, так и отдельные изображения людей и животных. Встречаются и весьма странные образцы. Например, люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры. Хотя, скорее всего, это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Также попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки.

 Рисунки Сармышсая нанесены на гладкие поверхности скал, покрытые черной или коричневой патиной. Петроглифы отражают 35 тематических образов и сюжетов. На скалах высечены фигуры людей, их охотничье и боевое оружие, одежда, хозяйственные изделия. Наряду с ними живо представлены изображения различных животных, некоторые из которых давно исчезли и уже не встречаются на территории Узбекистана. На скалах выбиты изображения горного козла, архара, бизона, первобытного быка, дикой лошади или кулана, осла, верблюда, оленя, кабана, сайгака. Хорошо узнаваемы хищники — волк, лев, барс, леопард, гепард, лиса, шакал, джейран. Интересны композиции с геометрическими фигурами, которых здесь множество.

Особое место занимают сцены охоты — групповой или одиночной. На некоторых рисунках представлены люди в одежде, характерной для ритуальных обрядов. Все наскальные изображения выбиты либо вычерчены каменными или металлическими орудиями. Самые древние рисунки нанесены в орнаментально ажурном, контурном, силуэтном или смешанном стиле. К древнейшим петроглифам Сармышсая, возможно, относятся изображения быков-туров, выполненные в «битреугольном» стиле. Они представлены в динамике, свойственной для охотничьей культуры древнего периода, истоки которой, по-видимому, восходят к искусству верхнего палеолита. Аналогичные изображения выявлены среди наскальных рисунков Зараутсая (Узбекистан), Гобустана (Азербайджан) и Аравийского полуострова. Костные останки диких быков-туров и бизонов обнаружены среди археологических материалов, датирующихся концом 2-го тысячелетия до н.э.

На Сармышсайских скалах высечено и множество геометрических фигур. Хотя они и вызывают определенные ассоциации, однако для исследователей остаются абстрактными, с затруднительной трактовкой. Значительное число наскальных рисунков Сармышсая относится к раннежелезному веку, или сакскому периоду. Это представительная галерея зооморфных изображений лошадей, верблюдов, горных козлов, архаров и джейранов, барсов, леопардов, гепардов, волков, кабанов, сайгаков и других животных. В этом перечне петроглифов отсутствуют крупные хищники — львы и тигры, уже подвергшиеся истреблению быки туры, бизоны — и сцены охоты на них.

Есть фигуры охотников, а также сабли с длинным лезвием, клинки, луки и колчаны. Петроглифы этого времени, как правило, расположены в стороне от главных композиций более раннего времени. По-видимому, художники сакского периода могли использовать только крайние грани скалы, так как основные плоскости камня уже были заняты изображениями, выполненными их предшественниками. В некоторых случаях рисунки выбивались поверх древних изображений, в свою очередь, на них наносились изображения в последующую эпоху.

В Сармышсае есть также группа изображений, относящихся к более поздним периодам. В сюжетах доминируют изображения горных козлов, всадника или пастуха на коне, верблюда, собаки, людей и сопутствующих им не совсем понятных вещей. Исчезают рисунки, изображающие крупных животных-хищников или посвященные каким-либо церемониям, в том числе ритуальным. Также в наскальных рисунках Сармышсая, помимо различных изображений и геометрических форм, встречаются изречения написанные арабским письмом.

В целом археологический ландшафт Сармышсая сохраняет в себе следы активного использования этой территории на протяжении нескольких тысячелетий. Главную роль в организации культурного ландшафта, несомненно, играют петроглифы Сармышсая, остающегося самым крупным и уникальным по сохранности памятником наскального искусства Узбекистана.

Конечно, теперь трудно разобраться, какие из рисунков воспроизводились с натуры, а какие являются лишь художественным вымыслом древних. Благодаря тому, что окружающий пейзаж с тех времен не претерпел значительных изменений, создается ощущение присутствия в той эпохе. Из закоулков подсознания всплывают запахи дыма, мяса, слышатся звуки шаманского бубна. Психоделическая обстановка вытесняет из сознания такие современные понятия как Интернет, автомобиль, электричество. Инстинктивно начинаешь идти тише, будто выискивая добычу, или чтобы не стать добычей самому.

Помимо петроглифов, на давнее присутствие первобытного человека указывает еще и хорошо сохранившаяся пещера. Достаточно большая, пещера состоит из нескольких комнат, соединенных проходами. Многим поколениям древних художников, оставившим на стенах ущелья Сармыш-Сая свои шедевры, служила она защитой и от непогоды и диких животных

Как и о большинстве подобных мест, об ущелье Сармыш-Сая ходит много легенд. В основном они связаны с «людьми, опускающимися с неба». Местные жители утверждают, что видели таинственными летающие объекты, кружащие в небе.

Ущелье Сармыш-Сай является не только важной достопримечательностью Узбекистана, но и местом паломничества ученых из разных стран мира. Ведь уникальность местных наскальных рисунков заключается не столько в их огромном количестве, сколько в том, что они нигде не повторяются. По этим изображениям можно изучать жизнь первобытных людей, их верования, обряды и ритуалы. Ущелье Сармыш-Сай представляет собой своеобразную картинную галерею и богатейший архив с данными о том отрезке истории, информации о котором так мало дошло до наших дней. И как знать, не окажется ли этот архив надежнее наших современных хранилищ, реализованных в хрупких микросхемах и оптических дисках…


Источник: Internet