Лангар — обитель Бога на земле

  • 20 Апрель, 2015
  •   0
  • 0
  • 12003

В нашей стране есть историко-архитектурные памятники, которые расположены вдали от городских центров и больших караванных путей. Кажется, их создатели намеренно старались удалить свои творения от преходящей мирской человеческой суеты, приблизив к самым тихим и укромным уголкам, какими славится наш край. Сама природа здесь располагает к размышлениям, ненавязчиво настраивает душу и сердце на особый, слегка грустный, но умиротворяющий лад. Среди таких памятников, иллюстрированная история и нынешняя жизнь которых представлена в настоящем альбоме, особое место занимают архитектурно-погребальные комплексы, издавна получившие название «Лангар». Словарное значение этого слова, в переводе со староузбекского и фарси, обозначает «якорь». Однако, как это часто бывает, слово «Лангар» обрело еще иные значения, став особым термином, обозначающим «Обитель», или «Обитель Бога на земле». Именно в этом значении оно прилагалось к тем памятникам, краткая история которых здесь изложена.

Из представленных здесь памятников два - «Катта Лангар» и «Янги Лангар»-расположены в горных районах Кашкадарьи. Комплекс Катта Лангар находится подле сая Кук сy в одном из ущелий западных отрогов Зарафшанского хребта (Камашинский туман). Второй из лангаров расположен восточней, в Чиракчинском тумане Кашкадарьи. В первом из мемориалов имеется несколько архитектурных памятников. Самый большой и древний из них - мечеть (28,5x33 м.), возведенная (согласно сохранившейся мозаичной хронограмме над входом) в 921 / 1515-16 г. из жженого кирпича с верандой (айван) на южном фасаде. Примерно в то же время была возведена родовая усыпальница (8,20x8,45 м.), перекрытая куполом, в которой похоронены трое из шайхов суфийского братства 'Ишкийа (о них см. ниже). Со временем здесь образовался большой некрополь с кладбищем (мазар), к мечети пристраивались помещения для приготовления пищи, новый зал мечети (конец ХVII-начало ХIХ вв.), ремонтировались старые сооружения. Судя по надписям на надгробиях, на кладбище похоронены знаменитые выходцы из тюркской военной знати XVI—XVIII вв. В текстах их надгробий (на арабском, староузбекском и таджикско-персидском языках) обозначены названия племен, из каких происходили эти покойные: Кинигас, Наймам, Билькут, Мангит, Кийатидр.

Посетителя сразу привлекают надписи на памятниках комплекса, блестяще выполненные в стиле мозаичных панно на фризах ханака, мечети и мавзолея. Они в основном - коранического содержания (2:183, 256, 257 и др.). В мечети хранится особый сундук, изготовленный (судя по надписи) по приказу правителя Бухары Музаффар хана (1865-1885), и который, как это следует из посвятительной надписи, предназначался «для хранения рубища (хирка) Пророка». Собственно это рубище являлось символом духовной преемственности, и, как считалось, было передано Пророком своему духовному преемнику. По преданию, через множество поколений это рубище дошло до основателей суфийского братства 'Ишкийа, которые и основали свои обители -лангары в нашем крае (об этом подробней мы скажем ниже). Согласно местным легендам в этом же сундуке хранился знаменитый священный Коран Усмана (Османа). Ныне от него осталось всего 12 листов, которые переданы на хранение в Духовное управления мусульман Узбекистана. Волею судеб, некоторая часть листов катта-лангаровского Корана оказалась в хранилищах Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН, один лист - в Институте востоковедения АН РУз, и некоторая часть утрачена. Утрачено и рубище, так долго хранившееся в Катта Лангаре.

К обоим мазарам до сих пор стекаются пилигримы со всех областей Узбекистана. Здесь же издавна проводили некоторые народные праздники, восходящие корнями к древнейшим временам (Навруз, Саилъ, Гул-и сурх и др.), и которые сопровождаются различными ритуалами и обрядами.

Облик памятников настолько гармоничен с окружающей природой, что кажется, будто меняет свои очертания и вид вместе с сезонными переменами. Особенно прелестен Катта Лангар весной. Зеленый ковер травы на предгорьях, расцвеченный алыми пятнами тюльпанов и маков, безграничная синь неба, нежный и дурманящий аромат цветущей джиды, и как бы дополняющие эту красоту сооружения мечети и мазара, изумительные по красоте и отделке надгробия — вот такой гармонией природы и творения рук человеческих встречает Катта Лангар своих посетителей в весенние месяцы. В это время понимаешь, что место памятников выбрано не случайно. Все вокруг располагает к размышлениям и мистическому уединению. И действительно, изучение истории сложения этих памятников по древним рукописям и надписям на надгробиях подтверждает, что возникновение Катта Лангара связано с историей одного из мистико-философких (суфийских) братств - 'Ишкийа, шайхи которого погребены в здании мазара.


Источник: http://mytashkent.uz/2010/11/16/langar-albom-chast-3-obitel-boga-na-zemle/

Галерея