Петроглифы Ходжикента

  • 27 May, 2015
  •   0
  • 0
  • 18378

Внимание туристов и жителей Ходжикента привлекает группа наскальных изображений-петроглифов, выбитых на вертикальной скале, в 30 м от дороги. В настоящее время здесь располагается чайхана "Чинара" и построен автовокзал. Почти все рисунки изображают горных козлов. Необычно ориентирование этих рисунков на север, обычно древние художники старались выбивать свои произведения на скалах, обращенных к югу, к солнцу. Еще одна особенность Ходжикентских рисунков, отмеченная не археологами, а биологами - необычайно длинные шеи. У некоторых козлов длина шеи равна длине туловища. Подобная стилизация рисунка редко встречается на других петроглифах. Отмечается также единство стиля всех рисунков - несмотря на различные размеры, они однотипны. И, наконец, еще одна особенность - именно Ходжикентских петроглифов - все они смотрят вправо. Ученые даже предположили, что все рисунки являются творениями одного художника. Аргументом к этому умозаключению послужило отсутствие на изображениях козлов хвостов. Размеры некоторых рисунков достигают высоты 60 см, при длине 37 см. Все животные стоят, никакого движения, что часто отмечалось древними художниками. Общее количество рисунков 29. Но эта цифра не является по нашим наблюдениям окончательной. Некоторые рисунки находятся в 20-25 см от современной поверхности земли. Естественно предположить, что если произвести расчистку основания скалы, то могут быть выявлены новые, неизвестные рисунки. Кроме изображений горных козлов на скале имеется и скелетный рисунок быка, выполненный в примитивном стиле. Его рога, хотя и преувеличены, но имеют правильную форму. Размеры увеличенных рогов как бы подчеркивают наиболее существенную деталь - средство защиты и нападения. Реалистично изображение сибирского козла, на рогах которого отмечены характерные годовые наросты - бугорки.

Для чего первобытные люди делали изображения животных на камнях? Этот долгий процесс, требующий немалых физических усилий - камнем по камню не так быстро "нарисуешь", как на бумаге карандашом. Ученые многих стран, изучая петроглифы в различных регионах Земли, так и не пришли к единому мнению. Каждый имеет свою точку зрения. Большая часть поддерживает мнение, что первобытный охотник наносил рисунки (выбивал, рисовал охрой) в магических целях. Якобы перед настоящей охотой, первобытные люди имитировали (репетировали) поражение дичи, нанося удары копьем по ее изображению. Другие уточняют, что рисунки выбивались в процессе совершения магического обряда. Другие предполагают, что рисунки выполнялись из общечеловеческой потребности к изобразительному искусству, творчеству. Как, скажем, у детей, которые независимо от способностей, любят рисовать.Французский ученый этнограф М. Пестель, проводивший в 70-е годы XX века научные исследования в верховьях реки Инд (район Гиндукуша), приводит интересное наблюдение. Охотник из горного селения, возвратившись в селение после удачной охоты на горного козла, на глазах ученого стал выбивать изображение горного козла на камне. На вопрос, зачем он это делает, охотник ответил: "Чтобы козлы водились". То есть, по мышлению охотника, чье вооружение мало отличалось от оружия первобытных охотников, он возрождал в камне убитого им козла, чтобы обмануть "хозяйку козлов" и она не заметила потери одного из них. Местное население имеет свою точку зрения на происхождение рисунков на скалах. Существовала твердая уверенность, что рисунки на камне у Ходжикента, как и в других местах Средней Азии (Араван, Дарган ата, Кумышкент, Шахимардан), не что иное, как следы пребывания здесь халифа Али, точнее - "тень" его коня Дульдуля. Считая петроглифы проявлением действия божественных, неведомых человеку сил, местное население почитало подобные места, считая их "святыми". Естественно, именно у этих "святых мест" они совершали свои ритуальные ежегодные обряды. Об этом свидетельствуют ленточки, кусочки ткани на ветвях деревьев. Каждый просил у святого заступничества и содействия в выполнении своих сокровенных желаний и просьб о здоровье, богатстве, детях.

Источник: http://www.orexca.com/rus/historical_ugam-chatcal2...


Manba: http://www.orexca.com/rus/historical_ugam-chatcal2.shtml#petrogliphs_khodikent