"Никто не вечен в мире - все уйдет. Но вечно имя доброе живет.
Ввек не умрет оставивший на свете после себя мосты, дома, мечети"
Саади
Ожерельем шедевров с полным правом может быть назван удивительно живописный мемориальный комплекс Шахи Зинда, среди ранних памятников которого, взбегающих на крепостную стену Афрасиаба, есть связанные с историей до монгольского Самарканда. Но основное яркое соцветье, полное света и гармонии - "плоды зодчих" эпохи Амира Темура и его внука Улугбека. Свое название "Шахи-Зинда"- "Живой Царь" - ансамбль получил от погребального комплекса, в котором был захоронен двоюродный брат Пророка Кусам ибн Аббаса, погибший в сражениях с неверными.
Это самый старый архитектурный памятник Самарканда, возникновение его относится к середине XI века, над могилой двоюродного брата пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббаса мавзолей, послужил ядром ансамбля - некрополя Шахи-Зинда. Это был крупный городской не только для средневекового Самарканда, но и для всей Средней Азии религиозно-культовый центр, паломничества к которому в свое время заменяло хадж в Мекку. Площадь ансамбля 200х40м. Как показали раскопки в IX-X вв.эта южная часть территории Афрасиаба была заселена и застроена жилыми сырцовыми домами. От располагавшейся среди них мечети сохранился фрагмент уникального резного деревянного фриза (расположен на территории современного комплекса Кусам ибн Аббаса).
В XIV - XV вв. популярная в народе "святыня" была превращена в загородный фамильный некрополь Тимуридов.
В XVI - XIX вв., со сменой правящей династии и перенесением столицы в г. Бухару, в ансамбле не строят больше парадных гробниц. Появившиеся в эти столетия здания не внесли существенных изменений в его художественный облик.
Блестящая страница в истории архитектуры Самарканда и Шахи-Зинды - это мавзолеи, построенные во времена правления Амира Темура, Мирзо Улугбека и других Темуридов. Шахи-Зинда сегодня - один из лучших архитектурных ансамблей Средней Азии, памятник большой исторической, культурной и художественной ценности. Этот мемориальный комплекс, некрополь искусствоведы называют "живописным", "застывшей музыкой", "полной гармонии и света", подлинным гимном человеческому труду.
Изучением ансамбля занимались известные ученые - В.В. Бартольд, В.Л. Вяткин, М.Е. Массон, В.А. Шишкин, каллиграф Абу Саид Махзум, художник Г.Н. Никитин, искусствовед И.Ф. Бородина и многие другие.
Благороден вклад народных мастеров-реставраторов Акрама Умарова, Мирхамида Юнусова, Шафи Исхакова, Анвара Кулиева и других, возрождавших к жизни творение зодчих древних эпох.
Древнейшее ядро ансамбля - Комплекс Кусама Ибн Аббаса, который многократно перестраивался, был заново воссоздан при Амире Темуре и дополнялся новыми элементами, вплоть до XIX столетия. Дверь, ведущая в комплекс, выполнена мастером Юсуфом Ширази в 1404-1405 годах. Это прекрасное произведение искусства резьбы по карагачу с несохранившейся инкрустацией слоновой костью. Над входом большое мозаичное четырехугольное панно с надписью: "Сказал пророк… "Ал-Кусам-ибн-ал-Аббас больше всех людей похож на меня внешностью и характером". За дверью находится минарет XI века. Облицовка основания минарета выполнена набором из фигурных шлифованных кирпичей, характерных для того периода.
Комплекс состоит из нескольких помещений: зиаратхона (предназначенная для свершения зиарата - обряда поклонения), гурхона (усыпальница), чилляхона (для проведения 40 дневного поста), тугхона (для хранения культового инвентаря). За деревянной решеткой в гурхоне располагается надгробие - свидетельство высокого искусства среднеазиатских керамистов. Надписи на надгробии следующего содержания: "И никак не считай мертвыми тех, которые убиты на пути к аллаху. Нет, они живы!" и дата смерти "57 год хиджры - 676-677 гг." Купол зиаратхоны был заново возведен в 1334-1335 гг. В этом же столетии расписаны стены, нижняя часть которых была облицована шестигранными керамическими плитками.Рядом с комплексом Кусама ибн Аббаса, пройдя через верхний чартак, располагается "Северный" Дворик. В первой половине XIV века, когда ансамбль составляли главным образом уцелевшие постройки XI-XII вв., были построены чартак и два мавзолея, которые во много определили дальнейший путь развития композиции ансамбля; Мавзолей Ходжа Ахмад, построенный в 40-е годы XIV века, который ограничил некрополь с севера; Неизвестный Мавзолей 1361 года (с востока).
Больше шести лет столетий отделяет эти сооружения от нашего времени. Каждый из них дает представление об искусстве мастеров середины XIV века. Оба мавзолея - портально-купольные здания. Порталы украшены сплошным покровом изразцов. Многие детали отличает виртуозное исполнение (восьмиконечные розетки на портале мавзолея 1361 года или геометрический орнамент из семи - и восьмигранников на портале мавзолея Ходжа Ахмада). Облицовка мавзолеев выполнена по резной поливной терракоте. Наряду с этим в украшении фасада мавзолея Ходжа Ахмада использована и расписная майолика. На входном портале сохранилось имя мастера - самаркандца Фахри Али. В результате реставрационных работ 1962 года под руководством прославленного мастера-реставратора Мирхамида Юнусова портал был заново переложен с укреплением сохранившейся облицовки.
С западной стороны "северный дворик" замыкает построенный в конце XIV - начале XV веков (завершен в 1405 году) Комплекс Туман-Ака - жены Темура, архитектура и декор которого существенно отличался от предыдущих мавзолеев. В облицовке портала господствует резная наборная мозаика. На портале сохранилось имя мастера - каллиграфа из Тебриза - шейх Мухаммед ибн Ходжи Бандгира ат-Тугри Табризи. В отличие от мавзолеев голубого стиля (1361г. и Ходжа Ахмада) в мавзолее Туман-ака палитра цвета значительно шире: синий, голубой, черный, желтый, белый, фиолетовый. Многоцветный фасад противопоставлен оформлению мавзолея внутри. Замечателен художественный замысел, основанный на контрасте яркой мозаичной панели и росписей стен в интерьере мавзолея. В некоторых панно были введены небольшие пейзажи - деревья, кустарники, цветы с журчащими ручейками, одним словом, нетронутая тишина рая. А чаша купола напоминает небосвод в виде золотых звезд, разбросанных по синему фону. Мавзолей туман-ака отличается необычайной стройностью. Помещение его почти в два раза меньше, чем во всех предшествующих мавзолеях, а высота в полтора раза больше.
Если посмотреть на южную дорожку ансамбля, то на память приходит узкая улица средневекового города. Это впечатление не случайно, так как ансамбль возник в черте жилого, плотно застроенного городского квартала. Поэтому налицо отражение исторически сложившейся топографии местности. Композиция ансамбля рассчитана на то, чтобы по мере движения от входного портала к комплексу Кусама ибн Аббаса и обратно непрерывно менялись впечатления. Сначала открывается широкая панорама входной группы, затем глубинная перспектива дороги в средней части и, наконец, изолированное пространство внутреннего дворика.
В Средней Группе мавзолеев внимание привлекает крупное недостроенное здание (не облицован граненый барабан, не возведен наружный купол). По преданиям это сооружение было построено для одного из сподвижников Амира Темура и ныне носит название мавзолей Эмира Бурундука (XIV в.) Интерьер мавзолея очень прост по оформлению: стены с гладкой белой штукатуркой, панель из крупных майоликовых плит, с северной стороны остатки декора из резной поливной терракоты.
Рядом остатки портала мавзолея "Неизвестный". Время не пощадило один из красивейших памятников зодчества с необычайной глубиной синих и голубых тонов. Особенно хороши панно на боковых нишах со звездчатыми рисунками, сохранившими следы былой позолоты. Часть сталактитового фриза и керамические решетки с фигурными вставками изумительной по мастерству надглазурной росписи будоражат воображение и позволяют представить, прекрасное сооружение. Следующая в средней группе усыпальница - Мавзолей Усто Али Несефи (усто - мастер, Несеф - город в южном Согде (близ современного г.Карши). Имя мастера вплетено в орнамент правой колонки портала. Предполагают, что на левой колонке портала запечатлено имя другого мастера, которого также звали Али.
Портал мавзолея облицован разнообразной майоликой и это не случайно, т.к. исторический путь резной орнаментальной терракоты, начавшейся в XII веке закончился в конце XIV века. Поэтому созданный в 80 - 90 годы XIV века мавзолей усто Али Несефинередко называют майоликовым. В облицовке, красный, зеленый, белый тона. Мавзолей был перекрыт двойным куполом (наружный не сохранился) на шестигранном барабане.
Представление о мавзолеях XIV века дополняют остатки сооружений, расположенных рядом. На территории ансамбля археологически выявлены сохранившиеся фрагменты еще 12 мавзолеев того времени. В одном из них обнаружено надгробие, аналогичное по форме намогильнику Кусам ибн Аббаса. Площадь южнее комплекса Кусама ибн Аббаса на всех этапах формирования ансамбля оставалась неприкосновенной и носила название площади Хатун-Малики. К сожалению до наших дней она не сохранилась. Некоторые исследователи считают, что здесь располагалось Медресе Тамгач Богра-Хана - второе и самое крупное сооружение ансамбля Шахи-Зинда, отстроенное от имени первого караханидского правителя Самарканда Тамгач Богра-хана на юге города к 1066 году. Письменные известия, в частности вакуфные акты содержат самую разнообразную информацию о материальной и духовной культуре средневековья. В одном из них сообщается, что медресе Тамгач Богра-хана находилось возле мавзолея (буквально у места мученичества) Кусама, в медине Самарканда (Афрасиаб), в месте известном под названием "железные ворота" (южные, Кешские). Это был одновременно и своего рода общественно-просветительский центр. Археологические данные выявили двор, худжры, мечеть, дарсхону и ряд других помещений. О назначении этого комплекса идут дискуссии, исследования продолжаются. К XIV веку западная часть здания была в руинах. Окончательно сооружение было разобрано в конце XIV века, когда здесь возводилась усыпальница Эмира Бурундука и мавзолей "Неизвестный - №2" (90-е годы XIV века).
В средней группе мавзолеев располагается небольшой по размерам и скромный по оформлению павильон, называемый по композиционному оформлению "Восьмигранник" (XV век). Форма его необычна для погребальных сооружений, однако - это тоже мавзолей. Все фасады здания оформлены кирпичной мозаикой незатейливого рисунка. Интерьер мавзолея расписан синими и красными красками. Не сохранился цилиндрический барабан, увенчанный голубым куполом. В "Восьмиграннике" отражаются характерные черты архитектуры времени правления Улугбека. Это и сочетание глади стен, облицованных кирпичной мозаикой, и яркие полихромные вставки, и росписи по ганчевым штукатуркам.
Свидетельством непрестанных творческих поисков местных зодчих является "Жемчужина Шахи-Зинды", - так называют Мавзолей Шади-Мульк-Ака, построенный в 1372 году для племянницы Амира Темура под руководством ее матери Туркан-ага. Это первая постройка времени правления Темура, не только в Шахи-Зинде, но и в Самарканде. Надпись, обрамляющая вход в мавзолей должна была выразить скорбь по рано умершей дочери: "то сад, в котором погребено сокровище счастья; эта гробница, в которой затерялась драгоценная жемчужина, в которой … нашла прибежище (обладающая) станом кипариса". Архитектура и декор сближают его с мавзолеем Ходжи Ахмада и 1361 года.
Однако творческие искания приводили к новым интересным открытиям. Неистощима фантазия керамистов, украшавших мавзолей. Резная поливная терракота, майолика, тщательно разработанный орнамент, тимпан над аркой, изображающий виноградную лозу. В отличие от зиаратхоны Кусама ибн Аббаса, в этом мавзолее иной композиционный принцип решения интерьера - сплошной керамический убор стен подкупольной части купола. Мавзолей построен мастерами из Самарканда Шамс-ад-дином и Бареддином (надпись в верхней части портала в 2-х ячейках сталактитов) и бухарцем Зайнаддином ибн Шамс-ад-дином. В этом мавзолее нашли яркое выражение достижения местных мастеров.
Поиски конструктивных решений привели к созданию просторного, наполненного светом интерьера Мавзолея Шириг-Бека-Ака.
Это новый период в архитектуре Средней Азии конца XIV - начала XV веков. Мавзолей построен для сестры Темура Ширин-Бека-Ака в 1385-1386 годах. Это наиболее ранний из сохранившихся в ансамбле, памятник архитектуры, где использована резная наборная мозаика. Здесь хорошо видно, как умело мастера подбирают цвета, создавая глубину рисунка. Темно-синие и голубые тона создают наиболее углубленный фон. Красный, желтый, оранжевый и белый цвета - первый план. Красоту орнаментов дополняют надписи, приписываемые Сократу: "Поистине люди мира этого подобны птицам радующимся…". Удивителен интерьер. Отношение к цвету и чувство гармонии, оригинальность идеи и композиционное решение достойны восхищения. Свет проникал в мавзолей сквозь цветные стекла, вставленные в изящные резные решетки - панжара. Они отреставрированы на основании найденных фрагментов. Плитки панели были расписаны тончайшим золотым узором, стены помещения покрытые ганчевой штукатуркой, сохранили следы росписи с изображением деревьев, растений птиц. Мавзолеи Ширин-Бека-Ака и Туман-Ака, как считают многие исследователи, являются венцом художественных достижений зодчих конца XIV века, когда, по словам последнего Темурида Захириддина Бобура, "целью и стремлением каждого было довести дело до совершенства".
Стремление к монументальности, стройности пропорций прослеживается и в сооружении, расположенном внизу ансамбля, рядом с лестницей, который в литературе принято называть Двухкупольный Мавзолей Нижней Группы.
Народная молва связывает этот памятник то с усыпальницей кормилицы Темура Ульджа-Инага и ее дочери Биби-Синеб, что зафиксировано во многих источниках XIX века, то с мавзолеем ученого астронома Казы-заде Руми. Мавзолей детально исследован в 40-х - начале 50-х годов комплексной группой специалистов. В 1977 году был изучен склеп гурханы, вскрытие которого показало, что погребение женское и могло быть совершено не ранее начала XV века. Таким образом, исключается возможность принадлежности мавзолея Казы-заде-Руми. Исследования и реставрационные работы продолжатся. Ведь каждый мавзолей в ансамбле Шахи-Зинда своеобразен, ни один не повторяет другой. Это достигается неисчерпаемым богатством архитектурного декора и вариациями общей архитектурной системы. Мавзолеи следуют единой портально-купольной композиции. Индивидуальные по декоративному оформлению они связаны с общей системой декора и близкой цветовой гаммой. Поэтому Шахи-Зинда воспринимается как целостный архитектурный организм.
Историческая, культурная и художественная ценность ансамбля заключается в то, что Шахи-Зинда дает представление о развитии архитектуры и монументальных сооружений, монументально-декоративного искусства на протяжении нескольких веков. Ансамбль явился творческой лабораторией по поиску новых конструкций архитектурной композиции, декора. В ней запечатлены стилистический особенности местных архитектурных школ дотемуровской поры и той школы, которая сложилась при Темуре, на основе творческих приемов местных и иноземных мастеров. Созданные в далеком прошлом, эти архитектурные сооружения и поныне славят подлинных творцов - тысячи безызвестных мастеров.